http://www.nv.amНедавно переизданная книга Ромэна ТЕР-ГАЗАРЯНА “Армяне на византийском престоле” вновь вызвала большой интерес читателей. Для многих из них как сама тема, так и конкретные факты стали неожиданностью. Как так? - призадумались читатели. Где Армения, где Византия. Чтобы все стало на свое место, напомним вкратце историю Византийской империи.
Она дитя окончательного раздела Римской империи, появилась на свет в 395 году и фактически стала исторической, культурной и по большому счету цивилизационной преемницей Древнего Рима на 1158 лет. Название произошло от древнего, первоначального названия Константинополя - Византий, куда еще в 330 году римский император Константин I перенес столицу и назвал ее Новый Рим. Византию долго называли империей греков, поскольку на огромной территории преобладал греческий язык - очевидно, язык межнационального общения, а также в той или иной степени эллинизированное население и культура.
Присутствие представителей армянских фамилий во главе Византийской империи и в высших эшелонах власти вполне объяснимо, если принять во внимание географическое расположение Армении и то, что армяне были чуть ли не самым многочисленным и, соответственно, доминирующим народом среди всех остальных, проживающих в Малой Азии. Из среды заселенных армянами восточных приграничных провинций вышло наибольшее количество знаменитых полководцев и военачальников Византийской империи. А армейская знать в те времена была решающей силой для определения как внешней, так и внутренней политики государства. И, если посмотреть, то кроме нескольких исключений во главе государства оказывались представители именно военной аристократии и в основном армянского происхождения.
Византийская империя, как и все империи, по разным объективным и прочим причинам прекратили существование, когда орды агрессивных и невежественных войск султана Мехмеда II осадили Константинополь. 30 мая 1453 года ранним утром он вошел в стольный град и тут же велел обратить в мечеть соборную Айя-Софию. Мировая история пошла по другому руслу.
Несколько слов об авторе книги. Ромэн Тер-Газарян учился в Ереванском институте им.В.Брюсова и в Университете народного хозяйства при правительстве РФ. Много лет занимался журналистикой. Последние годы проживает в Аргентине, президент Союза российских армян в этой стране. Предлагаем отрывки из книги “Армяне на византийском престоле”.
Армяне стали компактно проживать на территории Византии с IV века, и вплоть до XIII века их присутствие в империи продолжало возрастать. Этому процессу способствовало несколько факторов. Во-первых, нестабильное положение в самой Армении, постоянно находящейся в состоянии конфликта с более могущественными соседями. Во-вторых, потеря Арменией своей государственности после ее раздела между Византией и Персией. Оказавшиеся не у дел армянские князья, привыкшие к военной и административной службе, устремились в Византию, надеясь там использовать свои знания и таланты. Перебирались они на Запад не одни, а со своими домочадцами, крестьянами и вооруженными боеспособными личными отрядами.
Отметим, что и политика Византии способствовала переселенческим процессам, так как многие императоры любили проводить подобные акции, переселяя, к примеру, армян в Македонию, а славян в Малую Азию. Известны примеры массовых перемещений армян на Кипр, Крит, на Балканы и в Киликию, где возникали довольно-таки крупные как военные, так и культурные очаги. Поселения армян на окраинах империи заложили фундамент возникновения фемного (фема - военно-административный округ в Византийской империи - “НВ”) устройства в Византии, так как поселенцы в своей массе были теми самыми привязанными к земле воинами, получившими название стратиотов. Что касается военных, то начиная с зарождения империи все Византийские монархи набирали своих телохранителей и дворцовую гвардию исключительно из армян. Эта тенденция еще более усилилась, когда престол стали занимать представители армянских родов. А надо сказать, что опорой императорской власти были именно те подразделения, которые располагались в Константинополе.
Армянские отряды, особенно конницу, принимали с распростертыми объятиями, давая высокие звания и посты их командирам, поощряя хорошими вознаграждениями воинов. Кстати, армянская конница была в почете еще со времен древнего Рима, и ее поддержкой всегда стремились заручиться правители как Византии, так и Персии. Крупные армянские соединения в различные периоды императоры размещали не только в столице и на Востоке: в Сирии, Киликии, Каппадокии, Анатолике, Армениаке и Опсикие. Известны армянские военные поселения в Италии (Равенна) и на Сицилии. При Юстиниане I находившиеся на Аппенинском полуострове несколько полностью укомплектованных армянами армий освободили Италию от готов, а их военачальник Нерсес стал правителем этой западной провинции. Пользовались большим уважением воины-армяне в Болгарии и Северной Африке.
О бесстрашии армянских соединений ходили легенды. За время существования Византии более сотни армян-военачальников вошли в историю, как великие полководцы, командующие армиями, флотом, стратиги (наместник и главнокомандующий фемы - “НВ”) фем. Добавим, что кроме императоров и военачальников, большую роль в жизни Византии играли армянское чиновничество и купечество. Многочисленные армяне-ученые преподавали в университете, в школах и монастырях, писали исторические и философские труды. Немало армян занимало высокие духовные должности, а несколько из них побывало и на Константинопольском патриаршем престоле. Особую славу приобрели армянские строители, художники и архитекторы, руками которых было воздвигнуто множество великолепных сооружений.
Особой строкой необходимо упомянуть и об армянских вельможах. В своем большинстве являясь потомками древних родов, они постепенно переселились в Византию, а уже оттуда - по всей Европе, где вошли в родство со многими известными фамилиями, вплоть до царских. Армянское дворянство сыграло значительную роль в истории Грузии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Польши, выдвинув из своих рядов правителей, видных военачальников и дипломатов этих стран. Ну и, конечно, велика ее роль в византийской истории, на престоле которой побывало свыше тридцати императоров, имеющих армянское происхождение, большинство из которых и являлись представителями этих родов.
Вот имена византийских императоров армянского происхождения: Маврикий (Морик Ошаканци), Феодосий, Иракли I, Константин III, Ираклий II, Констант II, Константин IV Погонат, Юстиниан II Ринотмет, Вардан Филиппик, Лев Исавр, Константин V Копроним, Артазавд, Лев IV Хазар, Константин VI, Лев V Армянин, Феодора II, Василий I Македонянин, Лев VI Философ, Александр, Роман I Лакапин, Константин VII Багрянородный, Роман II, Никифор II Фока, Иоанн I Цимисхий, Василий II Болгаробойца, Константин VIII, Роман III Аргир, Михаил IV Пафлагон, Михаил V Калафат, Константин IX Мономах, Зоя II Порфирогенита, Феодора III Порфирогенита, Михаил VI Стратиотик, Исаак I Комнин, Никифор III Ватаниат, Алексей I Комнин, Иоанн II Комнин, Мануил I Комнин, Алексей II Комнин, Андроник I Комнин.
Мы не включили в череду императоров представителей Аморийской (Фригийской) династии, хотя многочисленные факты периода их правления позволяют отнести и аморийцев к выходцам из армянского рода. Приведем некоторые из привлекших наше внимание моменты.
Основатель династии Михаил в свое время начинал службу вместе со Львом Армянином у страгика Вардана. Вардан же, как и многие военачальники того времени, предпочитал окружать себя своими соотечественниками, в число которых, вероятнее всего, входил и Михаил Травл. Он был выходцем из города Аморий, являющегося центром иконоборчества. Иконоборческую же знать составляли в большей своей массе армянские вельможи. Наставником сына Михаила, Феофила, был армянин Иоанн Грамматик. При его дворе расцвел талант другого ученого-армянина Льва Математика. Многие из военачальников императора Феофила были армяне и один из них, Самвел, однажды спас жизнь Феофила. Армянкой была и его жена Феодора Мамиконян, а также зять императора. При сыне Феофила Михаиле III политику при дворе определял его дядя Вардан. Второй дядя Петром, стратиг Фракийской фемы, ведал всеми военными делами. При содействии Вардана на патриарший престол был посажен философ Фотий, также имеющий армянские корни. Кстати, патриарх способствовал возрождению константинопольской высшей школы, что постепенно превратило Византию в очаг просвещения и культуры на фоне варварства, царящего в те годы на Западе.
***
Многие из читателей наверняка смотрели такие старые известные комедии, как “Золото Неаполя”, “Закон есть закон”, “Трехспальная кровать” и т.д. Снимался в этих фильмах знаменитый итальянский комик Тото. А в официальных справочниках талантливый киноактер Тото значился как “его королевское высочество Антонио Флавио Фокас Непомучено Де Кур-тис Гальярди герцог Комнин Византийский”. Да, именно Комнин! Тото - прямой потомок древней императорской фамилии и даже в середине 50-х годов выиграл судебный процесс против одного немецкого аристократа, который вздумал оспаривать его права на Византийский престол.
Полководец Нерсес (478-568), будучи экзархом Италии, прославился не только как талантливый военачальник, но и как правитель, поощряющий и финансирующий строительство. С его именем связывают основание города Медолианума, нынешнего Милана, а также возведение в Равенне нескольких церквей, считающихся шедеврами раннего средневековья. История сохранила имена и таких известных армян, экзархов Италии, как Исаак Армянин (VII в.) и Алессио (Алекс) Мусселе (Мушег) (IX в.).
***
В Византии на начальном этапе ее истории не существовало наследственности царского престола. Любой узурпатор, захватив власть, становился законным императором. И это обосновывалось следующим образом: монарх правит при помощи Бога, а если его свергают, то значит, что Бог не с ним, и выбор Божий пал на узурпатора, которому и следует подчиняться.
Историк А.П.Каждан приводит интересную легенду, отражающую представление о связи, существующей между Богом и императором. “По его словам (Константина Багрянородного - прим.авт.), император Константин, основатель византийской столицы и первый василевс-христианин, получил от божьего ангела императорский наряд и корону, которые хранились в храме св. Софии и служили облачением императоров по большим праздникам. Это было божественное облачение, подчеркивающее мистическую природу власти василевса. И вместе с тем император не имел права надевать эти одежды, когда ему вздумается, или вынести их из храма, или изготовить подобные им, в противном случае его следовало подвергнуть анафеме. Однажды император Лев IV нарушил этот запрет и вопреки воле патриарха облачился в божественные одежды; возмездие не заставило себя долго ждать - на лбу нечестивого императора вскочил карбункул, и вскоре Лев в страшных муках распрощался с жизнью. С тех пор император при коронации должен был приносить клятву, что он не станет нарушать порядков, установленных издревле”.
***
Храм св.Софии является шедевром архитектурного мастерства. Он построен под руководством двух талантливых архитекторов, выходцев из Малой Азии. Вероятнее всего, Анфимий из Тралл и Исидор из Милета были армянами. Этот факт подтверждает и Стржиговский, утверждая, что “по своей концепции храм св. Софии - чисто армянский”. Кстати, и восстанавливал этот храм после землетрясения 989 года армянский архитектор Трдат.
Анфимий и Исидор Младший участвовали и в возведении Церкви Святых Апостолов, служившей до XI века основным местом захоронения императоров Византии. После падения Константинополя в 1453 г. церковь была разрушена.
***
О многочисленности и силе армян Константинополя рассказывает Лев Математик, описывая армяно-греческие столкновения в Константинополе в 967 году, когда было много раненых с обоих сторон и очевидцем которых он являлся. Масштабность междоусобиц столичных жителей свидетельствует о практически равном численном соотношении армян и греков.
***
В 778 году, когда Византия начала военные действия против арабов, из пяти малоазиатских армий в четырех военачальниками были армяне: Артавазд Мамиконян, Тачат Андзеваци, Григор-Мушег Мамиконян и Варазтироц Багратуни.
В VIII веке армяне занимали в империи столько высших государственных должностей, что английский византиновед Биссель называет этот век “армянским веком”. Подобное утверждение можно услышать и от другого известного ученого Г.Финлея, подтверждающего, что греческий элемент в тот период играл второстепенную роль в армии и в политике, уступив первенство армянскому.
***
Греческий историк Г.Кедрини сообщает, что в VIII-IX вв. численность армян в Понте была настолько велика, что старое название этой провинции вскоре забылось, и ее называли Арменией.
***
Интересен рассказ Себеоса, описывающий эпизод из жизни императора Маврикия. Маврикий, по утверждению историка, был непутевым Мориком из Ошакана, которого отец выгнал из села, сказав, что он “никогда не станет человеком”. Приехав через много лет, уже будучи императором, в село, Морик, гордясь собой, обратился к отцу: “Видишь, отец, я стал императором!” На что старый армянин ответил: “Я ведь не говорил, что ты не станешь императором, а говорил, что ты никогда не станешь человеком”.
***
У того же Себеоса есть и интересные сведения о Смбате Багратуни, поднявшем восстание против Маврикия. Избежав благодаря своей силе и ловкости смерти, после подавления мятежа он вновь был обласкан императором и совершал чудеса храбрости, воюя в Ливии.
Но оттуда, минуя Константинополь, он отплывает в Крым и, высадившись с верным ему отрядом, направляется на север, где на берегу Днепра в 585 году основывает крепость Смбатас. В дальнейшем на этом месте возник город Киев. Подтверждает это событие и одна из хроник императора Константина Багрянородного: “Русы... спускаются по реке Днепру и собираются в Киевской крепости, называемой Смбатас”.
***
Византийский историк Прокопий Кесарийский в своей “Тайной истории” пишет: “Византийская дворцовая гвардия состоит исключительно из физически здоровых и искусных воинов-армян. В дворцовую гвардию до императора Юстиниана I имели доступ только стратиоты-армяне”.
***
После попадания Армении под сферу влияния Византии курапалатами Армении были следующие представители знатных родов, играющих, кстати, немаловажную роль при Константинопольском дворе: Давид Сахаруни (632-635), Теодор Рштуни (636-643), Вараз и Смбат Багратуни (643-654), Амазасп Мамиконян (654-659), Григор Мамиконян (659-683), Ашот Багратуни (683-690), Нерсес Камсаракан(690-695).
***
При императоре Никифоре I (802-811) крупный мятеж был поднят стратигом Армениака Варданом, который провозгласил себя императором и со своими войсками предпринял попытку захвата власти. Но, покинутый своими союзниками, был вынужден прекратить борьбу и постричься в монахи.
***
В период правления Михаила II Травла империю потрясло восстание Фомы Славянина, ранее служившего под командованием Вардана Турка. Он заставил Антиохийского патриарха венчать его на престол и практически подчинил себе всю восточную Византию, кроме Опсикия и Армениака. В дальнейшем вынужденный переправиться во Фракию Фома нашел поддержку именно у армян-переселенцев и у своих соплеменников-славян.
Однако в конечном итоге ему не удалось взойти на трон, так как он не смог заручиться поддержкой ни греческого, ни армянского большинства империи. И вдобавок к этому Фому не признала столичная аристократия и не поддержало духовенство.
***
Самые ранние источники об армянских переселенцах датируются серединой V века. В них можно встретить сведения, касающиеся предков основателя Македонской (или Армянской) династии Василия. Но, скорее всего, данные сведения имеют и более позднюю датировку, и были составлены в угоду правящей династии.
Источники сообщают, что через несколько лет после Аварайской битвы двое армянских вельмож, Артаван и Газрик Аршакуни, из древнего царского рода, в 460 годы вместе со своими домочадцами переселились в Византию. Император Лев I разрешил им поселиться в Македонии, где семья Аршакуни проживала сначала в городах Никея и Филиппополь, а потом переехала в Адрианополь, откуда и был родом Василий Македонянин.
***
Многолетние войны, которые вел Василий Булгарактон в Х-XI вв. с Болгарией, связаны с именем болгарского царя Самуила. Интересны данные историка средневековья Асохика, утверждавшего, что Самуил (Самвел) является выходцем из армянского гавара (области) Терджан. Вначале он со своим братом служил в одном из армянских подразделений византийской армии, отправленной Василием на войну в Тракию. Вскоре Самуил с братом поднимают мятеж и переходят на сторону болгар. За годы борьбы с Византией он показал себя как опытный полководец и бесстрашный воин, заслужив уважение и доверие болгар, которые и избрали его своим царем.
Обнаруженная могила Мануила и греческая надпись на ней говорят о том, что его отца звали Никоайос, мать - Рипсиме, а брата - Давид. Имена, согласитесь, не являющиеся болгарскими. Есть сведения и о том, что армия Самуила была болгаро-армянской, а всех взятых в плен в войне с Византией воинов-армян он освобождал. Да и дочь свою он выдал замуж за сына Григория (Григора) Таронита (Таронци) - Ашота.
***
В хронике Матвея Эдесского приведено много официальных документов. Представлено там и письмо Иоанна Цимисхия, императора Византии, к Ашоту III, царю Армении, в котором изложены подробности восточного похода василевса. Оно довольно большое, и мы приведем лишь маленький отрывок из него, показывающий взаимоотношения между двумя монархами. “Ашоту, царю царей. Мой духовный сын! Узнай о чудных делах Божиих, исполненных над нами, и о дивных наших победах... Ибо тебе, как христианину и верному другу царства нашего, будет приятно осведомиться об этом...”
***
В “Истории Византийской империи” Успенского о периоде, описывающем правление Михаила VII Парапинака, читаем: “Любопытно отметить, что самым важным лицом, защищавшим Константинополь, был Алексей Комнин, племянник бывшего царя Исаака, так как Михаил счел полезным войти в соглашение с этой семьей, для чего вызвал из ссылки вдову Иоанна Комнина Анну с сыновьями и выдал за старшего из них Исаака Ирину, дочь грузинского владетеля и племянницу императрицы Марии, дочери армянского царя Баграта IV”.
На снимках: Маврикий - он же Морик из Ошакана; экзарх Нерсес; Лев V Армянин
Подготовила
Елена Шуваева-Петросян