“Куда я попал. Да у нас в Сыктывкаре...”

Nov 20, 2012 14:51







Размышления об армянской идентичности 
Предлагаем читателям нелицеприятные размышления блогера arm_wanderer, побывавшего в Армении и оставившего свои импрессионы на страницах блога “Живой журнал”. Случай редкий, но не в том смысле, что в Армению приехал очередной соотечественник, а в том, что, уехав, он предался мыслям о родине, национальной идентичности, диаспоре, взаимоотношениях диаспоры с исторической родиной и далее в этом духе. Уникальный случай остроумного анализа проблемы, взгляд изнутри.

Конечно, блогер arm_wanderer что-то преувеличивает, где-то сгущает краски, но в принципе его рассуждения верны, он не прячет голову в песок. Он озвучивает мысли, которые, может быть, роятся в головах многих соотечественников диаспоры, но они или их отгоняют как назойливых мух, или вовсе стараются дистанцироваться. arm_wanderer при этом не дает своих рекомендаций, советов, наверняка и сам не знает, как же выйти из ситуаций, им же анализируемых. Заметим, что изложенное блогером характерно не только для армян, но, наверное, для всех народов, имеющих диаспору. Наша специфика, очевидно, в том, что мы также имеем ближнюю “СНГшную” диаспору. Как бы то ни было, arm_wanderer дает пищу для ума и не только для соотечественников диаспоры.

Чем больше проводишь время в Армении, тем больше видишь как: 
а) формируется новая страна с новыми гражданами, б) работает (хорошо - плохо, но работает) с этой страной (в этой стране, для интеграции в эту страну), армянская диаспора Запада и Ближнего Востока (которую далее буду называть просто диаспора) и как она ищет пути для сохранения и развития своей армянской идентичности. в) не работает российская (СНГшная) диаспора, как она неэффективна и как огромное множество армян СНГ потеряли (теряют) свою армянскую идентичность, не приобретая взамен другой идентичности, превращаясь в “своих среди чужих и чужих среди своих”.



Примечание N 1. Прошу заранее простить, что мне придется делать обобщения, деля армян на СНГшных и “западных”. Я, как и вы, понимаю, что бывают исключения, но они, к сожалению, лишь подтверждают правило. Посему ко всем моим доводам можно добавлять “как правило” или “обычно”. 
Примечание N 2. Все написанное касается армян (как СНГшных, так и западных), которые посещают Армению и (или) ищут пути для нахождения своего места в армянском мире, хотят оставаться армянами (что бы они под этим ни понимали). 
И там и там есть группы армян, которые добровольно отказались от подобных поисков, отказались от своей армянской идентичности и проходят спокойную планомерную ассимиляцию. Их эти строки, конечно же, не касаются. Эти люди сделали свой выбор, и не мне их судить или хвалить.

Заметка N 1. 
Первая заметка, которой я хотел бы с Вами поделиться, касается реакции армян диаспоры и армян СНГшных на Армению. СНГшный армянин имеет в арсенале две реакции: 
1. восторженно-патриотично-идиотская, включающая в себя Арарат, Нжде, хачкары, песни, Гарни-Гегард, фотографии на Каскаде, разные части тела, украшенные армянскими флагами, счастье по поводу цен в ереванских кафе. Встречается обычно у молодежи и длится недолго, пока не закончатся выделенные родителями деньги. 
2. депрессивно-гадливая. “Куда я попал?”, “да у нас в Москве (Краснодаре, Ростове, Уфе, Сыктывкаре) лучше “, “я тут задыхаюсь”, “я крутой бизнесмен в Москве (даже если это не так), я добился того-то того-то, а вы тут, ....”, “Господи, у Вас коррупция! Вот если бы мне дали полную свободу, я бы соблаговолил привести в эту дикую страну свет московского предпринимательства”. 
Однако при такой реакции человек продолжает приезжать в Армению, т.к. есть родные и друзья, перед которыми нужно повыпендриваться в новых часах и в костюме (ради этого и все старания в Москве). Согласитесь, Вам знакомы оба этих проявления. И те и другие не отказываются от своей армянской идентичности (пока), но по сути не имеют адекватных способов ее проявлять ни в стране проживания, ни в Армении. Оба эти проявления тупиковы, потому что в обоих случаях отношения со страной должны или закончиться, или перейти в конструктивное русло. 
Армянин диаспоры, приезжая в Армению, тоже имеет три реакции: 
1. Туристически-познавательная: иногда с привкусом англосаксонско-колониального превосходства, иногда с оттенком американско-политкорректного обожания всех крестьян, торговцев вениками и людей в национальной одежде. 
2. Депрессивно-гадливая: “Провинция дешевой воды. После Парижа не смотрится”, “А мы в Глендейле такие крутые”. Чаще так говорят армяне последних волн эмиграции, те, у которых есть родные, “ради” которых надо приезжать. 
3. Желание при всех исходных минусах и отличиях “этой страны” от страны проживания - что-то сделать, что-то изменить, чем-то реально помочь. При этом, к счастью, помощь все больше имеет формы бизнес-проекта, образовательного проекта, а не подаяния. Форму удочки для ловли рыбы, а не пары банок рыбных консервов. 
Действительно, времена раздачи “рыбных консервов” в основном остались позади, хотя рецидивы еще сохраняются. Как правило, дальняя диаспора преподносит немало проектов - больших и малых - и в Армении, и в Карабахе. Их дальнейшее развитие зависит от нас (- “НВ”). 
Конечно, среди СНГшной диаспоры “реакция N 3” тоже существует, и думаю, она бывает часто, но по многим причинам она гораздо реже приобретает конкретную форму и все чаще обретает форму простого нытья. Единственным положительным примером я могу назвать деятельность Рубена Варданяна, который как раз и является тем самым исключением, человеком “западной” ментальности и эффективности в нашей СНГшной, неэффективной диаспоре. Примеры бизнесменов, построивших церковь или школу в своем селе или районе, при том что преподаватели остаются на том же уровне профессионального развития, - я не считаю положительным. 
Пример Рубена Варданяна не единственный. Отметим Самвела и Карена Карапетянов и их “Ташир-групп” - они осуществляют в Армении весьма крупные проекты, например строительство нового ереванского цирка, торгового центра “Далма гарден” и т.д. Или Сергея Амбарцумяна, финансировавшего строительство нового здания Матенадарана (- “НВ”). 
Покупку 20 (200, 2000) компьютеров для школ я не считаю за положительный пример, если эти компьютеры не привязаны к образовательным проектам. Все это все-таки больше похоже на подаяние, откуп от своей совести, чем на желание что-то изменить коренным, глубинным образом. Посему на сегодняшний день, если ты видишь обновленный (или заново созданный парк) - это проект диаспоры, если видишь образовательный центр (тот же пресловутый TUMO) - это проект диаспоры, если ты видишь курсы бесплатного повышения квалификации, образования, стипендии - это проект диаспоры (может быть в сотрудничестве с какой-то страной), если ты видишь хорошее, качественное кафе, отель (будь то в центре Ереване или в какой-то глуши) - это проект диаспоры. Было очень приятно видеть, что у церкви Кармравор VII века армяне диаспоры открыли классное кафе с хорошим обслуживанием и хорошей едой. Это всего лишь кафе и сувенирная лавка, но это всего лишь сделало посещение Аштарака намного приятнее.

Заметка N 2. 
Почему СНГшная диаспора все-таки настолько малоэффективна и малорезультативна? Ниже я приведу причины, которые, по-моему, основополагающие. Перечислять их постараюсь по кажущейся мне степени важности. С удовольствием услышу ваше мнение об иных причинах или оспаривание приведенных мной. 
1. Какая страна, такая и диаспора. 
РФ и СНГ - плохо обустроенные и малоэффективные государства, стало быть, и диаспора, состоящая из людей выросших/живущих там, не может быть высокоорганизованной и эффективной. Армяне РФ\СНГ не инопланетяне, они в той или иной степени продукты быта, социальных и экономических реалий страны. 
Например, большинство наших миллионеров стали такими за счет взяток, знакомств, браков с родственницами чиновников, (если не взять совершенно криминальные схемы). Как они, руководя диаспорой в своих странах, будут мыслить инновационно? Конечно же, никак. Максимум - купить 100 компьютеров для сельской школы или построить церковь в родной деревне. 
Что касается строительства убывшими за кордон соотечественниками церквей в родных пенатах, то да, случается довольно часто. Почему-то они строят не школы, не ясли, не фермы, а только Божьи дома... Возни меньше - благодарности вроде бы больше. Церковь - дело святое (- “НВ”). 
2. Нет ощущения заграницы. 
Историческая, географическая, культурная, экономическая близость между Арменией и РФ/СНГ часто создавали иллюзию того, что ты не на чужбине и тут надо создавать диаспору, сплачиваться, сохранять культуру и проч. (так и было до 91 года), и все что тебе нужно, это посылать деньги родственникам, если на то есть необходимость. 
3. Пониженная опасность ассимиляции. 
Совместно с причиной номер 2 работает в культурно-ментальной сфере исходя из НЕчуждости русского/российского/советского. Долгое время обрусение для российских армян было явлением положительным, одобряемым. Обрусение каким-то странным образом не приравнивалось к потери национальной идентичности, не воспринималось как утешение, быть может из-за братских отношений с русским народом и желанием соединиться с христианской российской культурой, даже ценой потери своей самобытности. В результате - опосредованное объяснение слабости диаспоры - зачем сильная диаспора, если есть братская культурная среда, в которую можно и нужно слиться без остатка. Этот фактор сейчас работает все меньше и меньше, а) из-за прекращения работы российского проекта по ассимиляции кого бы то ни было в ряды русского/российского. Сколько бы ни хотел человек с фамилией Вартанов (или Иванов, но с рожей Вартанова) стать русским или россиянином, он все равно будет восприниматься как нечто чужеродное. В царское/советское время это тоже было сложно, но лазейки, коридоры были. Сейчас их почти нет. б) обрусение все-таки стало восприниматься большинством армян как нечто не приветствуемое. В частности из-за массы примеров армян-неармян, которые, потеряв свою армянскую идентичность в РФ/СНГ, не приобрели НИКАКОЙ другой идентичности взамен (потому что другая идентичность их не принимает) и стали теми, кого называют нерусскими. Своими среди чужих, чужими среди своих. 
4. Качество людей. 
Есть мнение, что из-за большей сложности попасть на Запад, нежели в РФ/СНГ (касается эмигрантов последних волн) на Запад уезжала более предприимчивая масса, больше надеющаяся на свои силы и т.д. и т.п. Аргумент легко оспаривается массой примеров как с той, так и с другой сторон. Может быть, в какие-то годы, в каких-то случаях это работало, но есть масса обратных примеров, в общем и целом делающих данный аргумент недееспособным.

Заметка N 3 
об образовании 
и идентичности. 
Долгое время считалось, что перевезя детей из Армении в Москву (РФ, СНГ), им гарантируют хорошее образование (московская школа) и спасают от перспективы стать “апериком” (кучистом, блатным, и т). Ну и помимо этого, приобщают детей к великой русской культуре. С потерей идентичности проблем не было.

Что мы имеем сегодня? 
Во-первых, миф о великом советском (российском) образовании развеялся без остатка. Точнее, то, что было мифом (особенно при взгляде с периферии), развеялось, а что было реально хорошим - целенаправленно разрушалось 21 год и разрушилось окончательно. Это отнюдь не означает, что в считающейся хорошей школе в Москве образование не будет лучше, чем в средней школе по Еревану, но и в такие школы в Москве обустраиваются очень и очень немногие, особенно эмигранты. Речь о том, что о повсеместном качественном, даже сносном образовании не идет и речи. 
Во-вторых, ни о каком проникновении и впитывании русской культуры, русификации не может идти и речи: русская культура и эволюция русского народа в той стадии, когда она перестала вбирать в себя что-то извне. Культура замкнулась в поисках собственной идентичности и идеи. Русифицированный армянин для них в данном историческом контексте что-то максимум ненужное-смешное, в худшем - враждебное. Ребенок (подросток) может перечитать всю русскую литературу и выучить русский в совершенстве, но он все равно будет чужим. Поэтому очень важно, какой ценой ему далось это: если ценой потери собственного языка и культуры, то... 
В-третьих, теряя свою армянскую идентичность (или ее часть), но не приобретая идентичности, “русский” (нельзя) или “россиянин” (не существует) подросток оказывается автоматически вписан в массу нерусских, где вероятность, что он вырастет “апериком” (на сей раз “братишкой”), блатным и проч, возрастает во много раз. Подросток, оказавшийся чужим как среди русских, так и среди армян, вынужденно становится частью той массы, которую иначе чем “черные” или “черножопые” классифицировать нельзя. Это масса подростков разных национальностей, которые одинаково далеки как от русской культуры, так и от своей родной, исконной культуры. По сути, далеки от любой культуры. Вы, скорее всего, видели представителей таких людей среди номинальных армян, которые не умеют говорить по-армянски, но и по-русски говорят с ужасным акцентом. Черножопые в РФ, а в Армении - гости с кошмарным ментальным разрывом. Такие люди - несмолкаемый источник комплексов и противоречий. 
Таких тьма-тьмущая. Родной язык затухает, читать некогда - горбатятся от зари до зари или вовсе неохота. И ни к чему. Русский же застревает на уровне примитивного сленга с чудовищным акцентом. О культуре и говорить нечего. Приходилось много раз общаться с армянами, перебравшимися “до лучших времен” в Петербург или в Москву, но за все годы жизни в этих городах так ни разу не побывавшими ни в музее, ни в театре... (- “НВ”). 
Вывод: Имея светлое чаяние, чтобы ребенок получил хорошее образование, не исходите из стереотипов 70-х гг. Старайтесь, чтобы при изучении какой-то другой культуры он не забывал свою. Особенно в РФ, ведь если при достаточном знании английского и гражданстве в США его могут называть американцем, но даже при самом блестящем знании русского и трех медалях Героя России человек с армянской фамилией (или лицом) или армянин (хотя бы перед самим собой), или просто нерусский. 
* * * 
Жалко. Но факт. Пишу все это как выпускник замечательной московской школы, выросший на русской культуре. И необходимость знать свою, армянскую культуру, понял именно в Москве. Грустно. Однако факты именно таковы. Просто бывает, что люди удовлетворены своей жизнью и счастливы. Довольны. Спокойны. Имеют чувство земли и собственного достоинства.. И для этого им не нужно унижать других и бравировать деньгами, которые “мы поднимаем в Москве “, дачами и машинами. Так тоже бывает. Очень рекомендую прочитать тому огромному контингенту людей, основное счастье которых это уезжать куда-то из Москвы, чтобы бравировать, как много в Москве денег, машин и как вы тут в деревне живете. Поэтому просто запомните - в Армении как раз все хорошо. Лучше, чем вы думаете. Особенно хорошо для тех, кто разобрался со своими противоречиями. Вы взвешиваете все на своих весах, мы, немногие, на других. А уезжает в основном провинция с претензией на самореализацию. Впрочем, как везде, во все времена. Из деревни в город, из города в империю, а оттуда, глядишь, и на Марс... 
Подготовила для газеты "Новое время" http://www.nv.am/mir-i-mi/23753-kuda-ya-popal
Елена Шуваева-Петросян

армяне, диаспора, Армения, идентичность

Previous post Next post
Up