Николай Стародымов - личность известная. Писатель и журналист. Донской казак и потомственный офицер. Член-корреспондент Международной академии духовного единства народов мира, член Союза писателей и Союза журналистов России. В Армении ему удалось побывать несколько раз, и она приняла его радушно, распахнув свои объятия, а потому и его записки по итогам поездки в нашу страну такие теплые и светлые.
http://yerevan.ru/2012/07/19/ax-erivan-erivan%E2%80%A6-prodolzhenie/
Писатель, путешествуя по Армении, задавался важными для обеих стран вопросами. Один из основных - нужны ли мы друг другу? Вопрос непраздный. И ответа на него, как это ни странно, однозначного нет. Николай Стародымов, родина которого от Анадыря и Владивостока до Калининграда, искренне пытался представить себе психологию человека, являющегося гражданином Армении. И не мог. Почему? Вот его рассуждения: «Армения: 30.000 кв. км - примерно как Калужская область. Население, по разным данным, от 3,2 до 4 млн. человек. Своих полезных ископаемых не так уж много. И при этом в окружении если не враждебных, то уж точно не дружественных государств. Слова «изоляция» и «блокада» здесь в полном ходу. И чтобы соблюдать государственные интересы от политических деятелей Армении, и в первую очередь президента Сержа Саргсяна, в этих условиях требуется немалое дипломатическое искусство. Когда началась война в Южной Осетии, Грузия перекрыла границу с Арменией. Как рассказывали местные жители, в те дни улицы Еревана опустели - цена на топливо подскочила в несколько раз и автомобилям попросту не чем было заправиться. Показательный факт, есть над чем задуматься. Об Азербайджане и говорить не приходится. Нагорный Карабах уже много лет остается камнем преткновения во взаимоотношениях Еревана и Баку. Впрочем, к этой теме еще вернемся. Не назовешь излишне теплыми и взаимоотношения с Ираном. Ну а с Турцией - разговор особый. Всем известно, что главный символ Армении - седой красавец Арарат - оказался за ее нынешними границами. В начале ХХ века турки учинили резню, в результате которой были физически уничтожены, как считают историки, полтора миллиона армян. В этих условиях Армения просто нуждается в союзниках». И в России видит самого-наисамого партнера. России же нужен свой форпост, что и обеспечивает Армения.
Что же касается армянской столицы, то Ереван приятно удивил Николая Стародымова. В своем очерке о поездке он описал город так: «По вечерам и до поздней ночи Ереван живет бурной красивой жизнью. В центре под великолепную музыку поражают воображение подсвеченные разноцветными огнями струи знаменитого Танцующего фонтана. Рядом на пешеходном Северном проспекте (местном Арбате) за умеренную плату дарят прохожим свой талант художники и музыканты. На Вернисаже идет бойкая торговля всем и вся - от прекрасных ковров, изумительных картин и трогательных сувениров до гвоздей…»
Отметил Николай большое количество нищих, чего до начала 90-х в Ереване не наблюдалось. «Кто-то сидит с видом согбенной гордости, кто-то нагло дергает за рукав, кто-то клянчит монетку в уличном кафе… В общем, в этом вопросе - все как в Москве», - отметил писатель.
Отдельной темой Николай Стародымов выделил искусство местных водителей, которые вовсю лихачат на узеньких улочках, не соблюдая правила дорожного движения, а аварий, которые должны бы иметь место при таком раскладе, наш гость не увидел. «Местные водители невероятным образом умеют сочетать в себе эти несовместимые качества: бесшабашность и скорость, а с другой стороны - полное отсутствие агрессивности и уважение друг к другу. И еще - галантность. Потому что женщина может здесь переходить (и переходит) улицу, где пожелает и когда вздумается - пойдет через дорогу, не глядя ни налево, ни направо, а машины замрут и, не сигналя, будут ждать, пока дама освободит проезжую часть. Можете не верить, но это факт, на который обратили внимание абсолютно все члены делегации» - так описал ситуацию на дорогах Николай Стародымов, что не хочется его разубеждать (тут многие ереванские читатели улыбнутся!).
Как человек, радеющий за русское слово, писатель обратил внимание на отсутствие вывесок и рекламы на русском языке. «Всюду виднелись буквы либо армянского алфавита, либо английского, - отмечает он. - Первая надпись, которую мы увидели на родной кириллице, - это «Винно-коньячный завод Арарат» на красивом здании на берегу реки Раздан. Впоследствии мы убедились, что первое впечатление обманчиво, что надписи на русском языке все же кое-где присутствуют, но только они напрочь проигрывают западным. Это сколь удивительно, столь и показательно. Удивительно потому, что все же половина населения республики владеет русским языком, хотя этот показатель неуклонно снижается. Ну а показательно понятно почему: слишком большой процент бизнесменов здесь ориентирован на Запад».
Вообще Армению Николай Стародымов назвал страной контрастов - здесь сочетается, казалось бы, несочетаемое, а отсюда такой чудесный колорит. А недавно корр. Yerevan.ru встретила Николая в Москве и сразу же обратила внимание на что-то яркое, что он держал в руке. Это был армянский гранат, который ему подарили в Армении и который стал для него талисманом.