у общественного транспорта есть своя особенная романтика. среди всех видов ближе всего для меня троллейбус. рога, провода, неторопливость, тепло салона, своё звучание моторов и двигателей... хоть большую часть передвижений совершаю на такси (сам за рулём не сижу), при альтернативе всегда выбираю троллейбус.
а там кондукторы... и бывает так, что кондуктор, отрывая билет, тихонько, чтобы не слышали другие, спрашивает, до какой остановки я еду. этот вопрос означает, что кондуктор хочет заработать чуть больше, чем ему положно ставкой. понимая сложность профессии, низкие зарплаты, я так же тихонько отвечаю, что еду до туда-то... тогда кондуктор просит, чтобы я оставил билет, который он смог бы пустить в оборот ещё пару раз.
БЕССЛОВНАЯ СВЯЗЬ
С КОНДУКТОРОМ
с п а с и б о , д о б р ы й ч е л о в е к
а, между прочим, я такое очень понимаю. и соглашаюсь. иногда получаю неодобрение от близких, они говорят, что я участвую в обмане государства... (тут далее начинаются долгие рассуждения, а что государство, а как оно старается ухватить своё, а работа кондуктора такая непростая, а зажравшиеся чиновники, обман которых превосходит подобное в миллионы раз...) в конце-концов, дайте мне самому разобраться.
оставляю билеты. по уговору их нужно оставлять на раме окна рядом с местом, где ты сидел всю дорогу. билеты нельзя передвать из рук в руки, потому что в салоне постоянно ведётся видеозапись. а вот "забывать" на раме окна их можно, тогда кондуктор, словно бы собирая мусор, снова становится обладателем таких, ещё не истративших срок, билетов.
так как маршруты, по которым обычно следую, возле моего дома совершают кольцевую петлю, то пассажиров на них остаётся сравнительно немного. почти пустой троллейбус следует от остановки до остановки. за это время у нас с кондукторами возникает и развивается целое искусство бессловной коммуникации.
вот выхвачен взгляд. кондкутор смотрит. я медленно киваю, одновременно прикрывая глаза. вижу отклик. кондуктор тоже кивает.
легонько улыбается.
легонько улыбаюсь. почти незаметным поворотом головы указываю на билет, лежащий на раме окна возле места, где сижу.
кондуктор тоже понимающе еле заметно кивает.
ещё у нас есть добрая гонка. кто к кому быстрее подойдёт. расскажу... вечерняя остановка, несмотря на центр города, когда единственный поднимаюсь в салон через задние двери. кондуктор сидит где-то впереди. и вскоре спешит ко мне... я останавливаю жестом, сам спешу преодолеть пространство салона. кондуктор расслабляется и устраивается поудобнее на своём месте.
- не беспокойтесь, - говорю я. - вы и так набегались, устали. лучше, если подойду я. вот оплата проезда...
кондукторы устали, благодарят за внимание к их делу. и эти слова делают мой мир светлее. нет, правда. когда женщина возраста моей мамы говорит "спасибо вам, добрый человек", на сердце теплеет. устраиваясь на сидении я ещё держу эти слова в голове: "спасибо вам, добрый человек". меня назвали добрым человеком... вот эта женщина, уставшая и... не представляю, как она справляется с такой непростой работой, в которой нужно постоянно быть во внимании, контактировать с таким количеством людей, следовать через сутолоку в этом постоянно раскачивающемся салоне.
теперь история
ВОТ ИСТОРИЯ:
в тот вечер людей в троллейбусе было предостаточно. так же, как и бывает, кондуктор начала задавать вопрос про "до куда вы едете, молодой человек...". я обозначил. и дал ей понять, что понимаю, о чём она. кивнул на раму окна, подтверждая, что оставлю билет здесь. кондуктор ушла.
вскоре, за две остановки до той, где мне нужно сойти, я уже поднялся с сидения и остановился у дверей. предварительно, конечно, оставил билет на раме окна. там теперь устроился кургузый мужчина.
стоял у дверей, повернул голову и встретился взглядом с кондуктором. женщина за шестьдесят.
понимающе кивнул ей, мол, да, как договорились, всё там.
она долго смотрела мне в глаза. настолько долго, что я решил добавить ещё один жест к нашему безмолвному диалогу. кивнул на своё сидение, где провёл всю поездку, подмигнул. тут кондуктор, видимо, восприняла мой знак как-то по-другому. её брови чуть шевельнулись и вопросительно приподнялись.
тогда я чуть более медленно и более обозначенно кивнул на своё прежнее сидение, медленнно кивнул. дождался её реакции... она не очень понимала. видимо, думала, я сообщаю нечто более важное, чем то, что я оставил билет вот там на своём сидении возле рамы, что его можно там взять...
ещё раз кивнул в сторону сидения. жестами выразительно и медленно очертил в воздухе перед собой прямоугольник, чтобы намекнуть на билет. и ещё раз указал на сидение...
она обернулась туда, куда я указываю. там сидел кургузый мужчина. не поняла, снова повернулась ко мне.
я снова ещё более выразительно очертил в воздухе прямоугольник, подмигнул ей, шевельнул бровями и понимающе кивнул.
похоже, уже возникала какая-то совсем неловкая ситуация.
она ещё раз оглянулась и снова посмотрела на мужчину, причём, кажется, уже достаточно встревоженно. к тому моменту он уже заметил наши взгляды и, кажется, тоже начал тревожиться.
тут я перевёл взгляд в глубину салона и увидел...
...что кондуктор на самом деле остаровилась возле дальних пассажиров. а та женщина, что передо мной... вовсе не кондуктор. они просто были похожи.
вот ситуация дебильная, а... что делать-то?!..
приближалась моя остановка. я отвернулся к дверям. за окном был тёмный вечер, проплывали огни. стиснув зубы, начал считать огни, чтобы скорее дожить до своей остановки.
краем глаза видел, как эта женщина медленно повернулась и снова начала подозрительно рассматривать кургузого мужчину.
потом двери открылись и я вырвался на волю.