ГАЛКА ПО ИМЕНИ ЧЕЗАРЕ (то, что было на самом деле)

Aug 18, 2018 03:16


ГАЛКА ПО ИМЕНИ ЧЕЗАРЕ

напоминание о душе



эта история о знакомстве с птицей. и начинается она с одного дождливого послеполудня, в нём я брожу возле здания, в котором неожиданно опознаю храм восемнадцатого века...

пусть начало будет такое.

* * *

если пройтись одной из центральных улиц города, свернуть в боковой проулок и подняться по ступеням, ты оказываешься на площадке, вознесённой над улицей на высоту двух эатжей. здесь отлучённая зона, парапеты, высокая трава и задние стены зданий гос.учреждений.ну, неважно... уже, начав свой рассказ о значимом событии, я увлёкся какой-то географией. к чёрту это.

то здание отличалось от прочих. но присмотрелся я только на этот раз. и тут же понял - по одной только форме - это старинный храм. вот закругление алтарной части, вот явно отсутствующая колокольня (когда-то её снесли). я подошёл поближе, увидел особенную кладку (продольно уложенных, с чередованием поперечных, нехарактерно длинных кирпичей). а покраска здания прятала многое, что выдавало в нём... стоп. опять рассказываю не о том. мне же нужно рассказть про птицу.

всё, дальше будет только про птицу.

так что эта история, скорее, начинается с тревожного галочьего крика. мы постоянно слышим птиц, и мало обращаем внимание на то, как они кричат. но уверен, что подсознательно можем различить в их голосах тревогу. в таинственном мире орнитологов у каждой птицы свой крик, прописанный в сводках. например, у галок это красивое слово "КЬЯ" или "КЬЯР".

вот эти крики и услышал. "кья-кья-кья... - и через паузу. - кьяр, кьяр". птичьи крики были слишком тревожны для городской обычной среды. ну тогда сразу понял, что там что-то происходит.


обогнув здание, увидел череду высоких гаражей, по кромке крыш которых скакала галка. она подпрыгивала, иногда взлетала, затем, очертив круг снижалась к земле, но тут же вспархивала снова. а кричала так, будто нарочно привлекала внимание, словно звала кого-то. кого?

и тогда я увидел.

внизу, у самых ворот гаражей, была другая птица. она вспархивала, стараясь взлететь, но тут же вновь падала на ноги. я наблюдал за этой парой птиц. нижняя - не способна была взлететь, совершая попытку за попыткой, а верхняя, скачущая по гаражам, переживала за неё. больше того, верхняя, приходя в ещё более возбуждённое состояние, подлетала к ветвям американских клёнов, металась в воздухе, яростно клевала листья (видимо, от безысходности) и снова летела к крышам гаражей.

я тут же снял тонкое полупальто (в тот дождливый день было прохладно). развернул его подкладом наружу и направился к птицам.

верхняя забеспокоилась ещё больше, когда заметила моё приближение. её крики стали громче. она засуетилась, и в момент, когда я стал приноравливаться к тому, чтобы накинуть пальто на нижнюю, вдруг бросилась прямо на меня...

* * *

птицы. если вы видите павших птиц, если птицы прилетают к вашему окну, если пометили вас своей "маркировкой", в народе это всегда важный знак. я считаю, что это напоминание о душе. есть образы птиц - вестники смерти, есть те, которые воплощают образ свободы, надежды. птица - это всегда сакральный таинственный символ на все времена. и, как уже обозначил, её глубинная тонкая символика всегда связана с понятием "душа".

* * *

мне удалось поймать нижнюю птицу, хоть и не с первого раза. уворачиваясь от нападения верхней галки, которая старалсь наносить удары клювом и крыльями, я поспешил к дому. мой дом находился в пяти минутах пешей ходьбы.

пойманная галка была напугана и тоже пыталась клюнуть. я видел её светло-голубые глаза, яркую алую глотку, когда та раскрывала острый клюв. от удара последнего я оберегал себя, неся птицу, завёрнутую в пальто, на вытянутых руках.

- спокойно, спокойно. - повторял я. - если могу тебе помочь, помогу. это не угроза, это помощь.

"кья!" - кричала галка.

я спешил. и упустил из внимания, когда именно верхняя птица, преследовавшая меня пару кварталов, отстала. возможно, она отстала уже у самого моего подъезда.

на крыльце перед подъездом стояла девушка. когда я промчался мимо чугунных ворот и подлетел к дверям, она оторпело посмотрела на меня: сбивающийся с ног, взъерошенный, нервный, с пальтом в руках, из комка которого торчит птичья голова. я на всякий случай поздоровался и юркнул в подъезд.

галку решил поселить на балконе. тут же запер внешние деревянные рамы, выпустил пленника. он вскочил на длинные ноги, отошёл и прижался к дальней стене.

- успокойся. - серьёзно сказал я птице. - правда, я доброжелатель. если у тебя такое трудное положение, что ты не можешь летать, и твоя подруга там настолько беспокоилась, то всё, что я могу тебе обеспечить, это безопасное место, в котором ты окрепнешь, и уход.

галка смотрела презрительно. при осторожно совершённой попытке приблизиться, захлопала крыльями и снова прокричала: "КЪЯЛЛ!".

вот поилка. в ней вода.

вот зёрна (цельнозёрный овёс, хотя вряд ли галки его едят).

вот крупа (разных видов, на всякий случай).

вот крошёный хлеб.

в следующий раз, когда я вышел на балкон, проверить её состояние, галка была уже более спокойной. посматривала на меня.

- слышишь? - мягко говорил я, понимая, что в животном мире сообщение передают интонации. - это не тюрьма. это больница. ну или не больница... не знаю, болеешь ли ты. но это для тебя защита, а вовсе не место, где объявляют приговор.

галка молчала.

а я даже не знал, женщина она или мужчина. смутно интуитивно подозревал, что это, наверное, ОН. птица была юной, это угадывалось по худощавому телу и тонковатым длинным ногам. но, всё же, это был ОН.

каким же удивительным был птичий взгляд... ясные глаза с широким чёрным зрачком в центре и светлой голубой окантовкой. он смотрел с таким острым вниманием и умом, я просто торжествовал, что у меня появился вот такой питомец. и если смогу добиться доверия и любви этой птицы, то буду очень счастлив.

- ты не узник. - мягко проговаривал я ему.

птица молчала.

настало время придумывать имя.

- вот, смотри, я назову тебя ЧЕЗАРЕ. - сказал я чезаре.

чезаре - означало "ЦЕЗАРЬ", одно из его транскриптивных произношений. слово "чезаре" напоминало его галочий вскрик, - такой же зазубренный, и короткий (кьяр!).

* * *

дорогой читатель, если бы эта история была просто про птицу, которой я решил помочь, то тут она бы и заканчивалась. ну... или ещё недолго продолжалась бы каким-то гладким финалом, в котором рассказываю, как птица окрепла, стала больше доверять мне, как мы провели период её восстановления вместе, как потом с великой печалью я выпускал бы её на волю и она бы улетала, а мне казалось бы, что не просто улетает, а улетает с сожалением... в общем, всю эту дэвидкопперфильдскую муть.

нет.

я продолжаю. и финальный поворот, который вскоре обескуражит меня, как героя этого очерка, уже совсем приблизился.

* * *

когда в очередной раз за вечер я вышел на балкон, то увидел, что чезаре каким-то образом научился вспархивать на перила. балкон застеклён, так что это было безопасно. но он размолотил вдребезги весь посаженный с гастрономическими целями лук, стоящий там. ну, плевать... я смёл комья рассыпанной земли, убрал стойку с луком. чезаре спорхнул на пол и снова отошёл к стене.

это был хороший признак. на вид конечности птицы были в порядке, крыльями чезаре двигал уверенно. возможно, причиной потери способности взлёта могло быть даже простое утомление.

я ушёл в глубину квартиры, занялся работой.

в следующий мой визит на балкон застал его сидящим на верёвках бельевых карнизов. то есть, с перил он уже умудрился вспархивать и на верёвки. я постоянно приободрял птицу, постоянно разговаривал, надеясь, что он постепенно привыкнет к моему голосу и вскоре даже начнёт доверять ему.

с этими мыслями я снова ушёл в работу.

меня занимал в ту ночь объемный текст, который я планировал дописать к утру. потому периоды погружения были длительными. я заглядывал к птице и застигал чезаре то сидящим на полу в углу балкона, то вновь восседающим на верёвках.

ближе к утру мне почудились его приглушённые возгласы.

оставив клавиатуру, я снова приблизился к балкону и ещё издалека понял, что там происходит что-то не совсем обычное.

вышел на балкон.

ё-моё!..

за окнами был не просто шум, а хор птичьих голосов. сотни галок летали мимо балконных рам, приближались, цеплялись за них, шкрябали по карнизам верхних водостоков. птиц было столько, что поначалу я даже перепугался от неправдоподобия картины. в это время чезаре скакал по перилам туда-сюда и тоже вскрикивал, подначивая своих.

я не мог поверить своим глазам.

бесчисленная стая галок атаковала мой балкон.

время было приблизительно пять утра.

я представил, как картина может выглядеть снаружи, вне дома. это напоминало бы известную сцену "воронки" из фильма "ночной дозор". от криков буквально закладывало уши.

- чезаре, ну так-то нафига! - громко сказал я, стараясь перекричать бушующую за окном стаю. - что ты творишь! это не тюрьма, это больница!

чезаре отскочил к стене и смотрел на меня. птицы мельтешили, царапали рамы. я обратил внимание, из невозможности зависнуть в воздухе, галки совершали круговые траектории, то приближаясь к балкону, то отдалясь от него. их было очень много, они летали туда-сюда, справа-налево, слева-направо, сверху-внизу, снизу-вверх, по диагонали... силуэты и тени мельтешили и мельтешили. дребезжали карнизы и рамы. это был ад.

почему-то в тот момент я больше всего занервничал по поводу реакции соседей. наверху в мансардовом уровне жила семья. внизу - даже не знаю кто. но теперь всё внимание улицы и соседей должно было быть приковано к моей квартире.

- чезаре! - крикнул я. - что ты устроил!

чезаре было нечего ответить. но в его умном взгляде я видел теперь ещё больше сопротивления. он почувствовал своих.

вот это история...

видимо, мой питомец долго сидел на перилах, наблюдая за улицей и, как только увидел птицу своего вида, дал ей сигнал. птица отреагировала, всполошилась, начала голосить. уже на её тревожный зов постепенно стали собираться сородичи.

и вот результат - ошеломлённый я наблюдал за пикирующими птицами и совершенно не знал, что делать.

чезаре нельзя было держать в комнатах, там бы он запутался, засуетился, мог бы даже пораниться. небольшое пространство застеклённого балкона было единственно удобным местом для его содержания, по-крайней мере, в первое время.

я ушёл в квартиру и нервно ходил туда-сюда по комнатам. потом всё же вернулся на балкон.

птицы по-прежнему галдели и бились в окна.

- слушай!.. - сказал я чезаре. - слушай, слушай, птица! если ты настолько против того, чтобы я помогал тебе, то, хорошо, будь по твоему! собирайся, сейчас выпущу тебя.

я, конечно, досадовал, что план спасения сорван. но что мог поделать...

метнулся обратно в квартиру, разыскал в гардеробной коробку побольше, вытряхнул из неё хлам, захватил по пути плед. зараннее обулся.

на балконе поставил коробку и раскрыл её створки.

чезаре тревожно следил за моими действиями.

- къял! къяр! - закричала чезаре, когда я стал приближаться.

галки за окном продолжали голосить и царапать рамы и стекла.

- спокойно, всё хорошо. - сквозь зубы сказал я.

я поднёс коробку к птице таким образом, чтобы она, оказавшись между стеной и коробкой, заскочила внутрь.

так чезаре оказался внутри коробки. сверху я тут же накинул тонкий флисовый плед, перетянул створки, оставив их полуоткрытыми для доступа воздуха. и завязал концы пледа узлом.

чезаре барахтался внутри, шкрябая коготками по картонным бокам.

- тихо. - сказал я. - если хочешь на волю, отпущу тебя. всё, отпущу. будь по-твоему. я сдался.

и мы пошли на улицу.

доходил шестой час утра. людей в центре города на улице уже было предостаточно. я шагал вдоль речного канала, обнимая коробку, в которой был чезаре. птицы, атаковавшие балкон, так и не поняли, что человек, которого они считали угрозой их сородичу только что вышел из двора и нёс птицу в коробке. я только мельком бросил взгляд наверх, где на уровне третьего этажа галочья стая продолжала свой гвалт.

и вот...

снова.

укромная площадка над улицей, обкромсанное здание старинного храма восемнадцатого века (там был устроен какой-то архив, насколько я потом разузнал). и снова гаражи, где ещё накануне я встретил чезаре.

осмотревшись, я понял, что просто выпускать птицу на улицу может быть опасным. любая кошка или собака, заметив нелетающего чезаре, могут напасть на него.

тогда я набрался смелости, подошёл к охраняемой стоянке какого-то ведомства, приблизился к будочке охранника и постучал.

заспанный охранник появился тут же.

собрав интеллигентность, покачивая в доказательство коробкой, перевязанной пледом, я объяснил охраннику свою ситуацию. попросил возможности выпустить чезаре на закрытую территорию, окружённую забором, туда, где стояли ведомственные машины.

охранник тут же согласился и дал разрешение. отомкнул ворота.

уже внутри я поставил коробку, развязал узлы пледа и осторожно открыл.

чезаре тут же вышел на волю.

он оглянулся на меня. отпрыгнул. потом сделал несколько шагов, затем поскакал и взмахнув крыльяму запрыгнул на капот ближнего автомобиля.

- красавец, красавец. - сказал охранник.

я молчал, наблюдая за своим несостоявшимся питомцем.

- живи хорошо, чезаре. - сказал я.

чезаре снова ничего не ответил.

потом я развернулся, кивнул охраннику и покинул территорию.

проходя мимо мусорных баков, избавился от коробки, а затем и от пледа (не знаю, почему. не хотелось сохранять и этот плед...).

так и закончилось это событие. я сожалел, что не смог стать другом птице с загадочным умным взглядом. потом ещё начался дождь и, пока я шёл до дома, неприятно промок.

на балконе теперь было пусто. за окнами стояла тишина. птицы разлетелись.

птица - это всегда напоминание о душе. было ли это каким-то уроком?.. должен ли я был сделать какое-то важное заключение из приключившегося?.. да просто мне хотелось помочь существу, которому нужна была защита. и ещё очень хотелось, чтобы у меня был такой друг.

я смёл остатки земли, рассыпанной по балконному полу. выбросил остатки раскромсанного лука, который растил на балконе с начала весны.

ну и всё.

а... не всё.

покажу фото, которое я успел сделать на рассвете, пока чезаре ещё был у меня.

вот оно:



я потом его ещё в инстаграм выкладывал... https://www.instagram.com/p/BVH_y25D4a2/?taken-by=anton_shutov
Previous post Next post
Up