Алхимия предопределенности: отзыв на фильм "Патруль времени"
Mar 03, 2015 22:54
Начну с того, что отзывы в Тырнете поделились на две категории. Одни восторженно утверждают про запутанность сюжета и классный детектив, а другие клянут фильм по-сути за то же самое: за его замороченность и отсутствие action, столь вкусно пообещанных в трейлере. Меня фильм цепанул целой обоймой алхимических образов. 1) Андрогинность. Девочка оказывается мальчиком. 2) Уроборос. Данный образ станвится символом предопределенности. Воспроизведем уроборические идеи/сюжеты в порядке появления в фильме:
Убью ли я себя, если я стал причиной развала собственной жизни?
После восстановления агент посылает наставления на диктофоне самому себе
Шутка про курицу и яйцо
Песня "Я сам себе дедушка", под которую агенту/бармену удается завербовать Джона
Если ты хочешь убить меня, ты станешь мной, ... аесли ты хочешь разорвать этот круг, ты должен не убивать меня, а попытаться полюбить снова.
3) Кризис идентификации. Наряду с романтикой полового (встреча с Анимой), в фильме меньше внимания уделяется возрастному (встрече со своей Тенью). В анализе встреча с теневыми сторонами души предшествует встрече с Анимой. Здесь же, помимо временнОй запутанности сюжета, мы имеем дело с запутанной душой. Первый, вопрос составлял поиск начала нити Ариадны, или, пользуясь метафорой фильма, где же змея кусает себя за хвост? [спойлер: ключ и косяк фильма в подкладывании ребенка. Ребенок не мог быть выкреден из роддома до своего рождения, т.к. Джон-агент выкрадывает его тогда, когда Джон сидит с Джейн на лавочке] 4) Множественная лисность. Это история разложения личности на части. В самом начале фильма проходит психологическая оценка - ранняя стадия психоза, как причина комиссования. "Я так сильно изменился, что даже родная мать не узнает". Фильм озадачивает нас вопросом: "Что если бы я поставил его перед тобой, человека, который разрушил твою жизнь, и дал гарантию, что наказания не последует. Ты бы его убил?". Кто бы мог подумать, что этим разрушителем себя являюсь я сам. Тогда могу ли я себя убить? При найме Джейн, мистер Робертсон говорит ей: "Мы ищем таких людей, ... у которых нет прошлого, и нет надежд на будущее". 5) Фильм одна большая сессия. Вообще отношения агента и Джона похожи на отношения между аналитиком и анализандом. Сцена в баре - как первая встреча. Пациент насторожен, а аналитик пытается "нащупать" его жизненную историю.
На Википедии изложена история, однако, при всей её точности, она мне не нравится своей линейностью. Выкладываю таблицу, надеюсь, способную пролить свет на реальность. Цветом отмечены линии путешествий во времени героя/героев [Тут большая трудночитаемая таблица, которая всё проясняет...]
Люди\Вехи
1945
1963
1964
1975
1985
1993
Джейн Робертсон подбрасывает ребёнка (2) В первый раз встречает Робертсон (1) Рожает ребёнка от Робертсона (1) Становится Джоном - - -
Подброшена агентом Джонсоном в детприёмник Встречает Джона Рожает ли Джейн от Джона?
Джон - - Вход в «игру» Джона. Джейн стала Джоном Встречает бармена/агента. Вербовка. Первый скачок в 1963-й
Встреча с Джейн По окончании своих заданий Джонсон перебрасывает Джона в 1985-й, после чего начинает его инструктировать по диктофону. Рожает ли Джейн от Джона?
Получает инструктаж от Джонсона по диктофону и отправляется в 1975-й.
Выходит на Пшика-подрывника, получает травму. Скачок в 1993-й, чтобы встретить там себя как инструктора.
После операции становится агентом Джейсоном (3)
Бармен/агент Джейсон
Появляется в 1993-м году после пластической операции(3). Отправляется в 1975-й, в последнее задание в бар
Вербует Джона в баре, отправляется с ним в 1963-й
Организует встречу Джейн и Джона, в это время отправляется в 1975-й??? (единственную возможность что-либо исправить)
(Несанкционированный скачок) Помогает Джону после встречи с Пшиком-подрывником совершить скачок в 1993-й. Сам возвращается в 1964-й.
Беседует с Робертсоном, получает инструкции от диктофона. Подкидывает ребёнка в 1945-й год (2)
Подкидывает ребёнка Уходит в 1963-й, обратно к встрече Джона и Джейн.
Разлучает Джона и Джейн. Отправляет Джона в 1985-й год.
Получает от Робертсона дополнительную информацию про Пшика-подрывника. Комиссуется.
Забирает из бара бутылку. Во время деактивации машины времени происходит сбой, после которого появляется Пшик-подрывник (4). Знакомится с антикварщицей. Находит Пшика-подрывника в прачечной и убивает, тем самым, становясь им (5).
Пшик-Подрывник
Появляется после неудачной деактивации машины времени(4) По всей видимости, устраивает серию взрывов в разных странах, создавая прецедент возникновения Бюро Времени. Отправляется на встречу с Джейн.
Встречается с Джейн, она от него беременеет Крадёт ребёнка Джейн и отправляет в 1945-й год (2)
Подбрасывает Джейн в детприёмник (2) Отправляется в 1975-й на встречу с Джоном и Джейсоном
Встречается с Джоном и Джейсоном, ускользает от них.
Встречается в прачечной с агентом Джейсоном, умирает. Становится им.
Теперь парадоксы
Пшик-подрывник оплодотворяет Джейн, которая родит от него саму себя. Воистину, сам себе дедушка.
Пшик-подрывник подбрасывает свою дочь от своей дочери?
Джон становится Джейсоном после неудачной встречи с Пшиком-подрывником. Но ведь к этой встрече его готовил Джейсон! Джейсон готовил самого себя, чтобы трансформироваться в себя.
Самый слабый парадокс (его легче всего объяснить). В 1975-м Джейсон уже потихоньку начинает сходить с ума, амнезируя кое-какие периоды своей жизни, в которые он действует как Пшик-подрывник, обеспечивая будущее для Бюро Времени и собирая материал о событиях, несостоявшихся благодаря его подрывной работе.
Собственно, финальный парадокс, где именно убийство Пшика-подрывника делает Дейсона Пшиком-подрывником. Это и есть неотвратимость или предопределение. Независимо от действий Джейсона, убьёт он его или вступит в союз, дело Пшика-подрывника уже сделано. В какой-то момент разговора в прачечной, Джейсон произносит фразу: «Я никогда не стану тобой», как будто он находится в страшном кошмаре и отрицает происходящее с ним наяву, - вот точка Уробороса, где змея кусает свой хвост! Однако, в ответ на это Пшик-подрывник «ставит его на место», указывая на точку предопределенности: «… ты сообщил (в Бюро), что выведенная тобой установка, вовсе не выведена из строя?! … Некоторые вещи предопределены: я сделал тебя тобой, ты сделал меня мной, это парадокс…». Но главная загадка остается не решенной. Пшик-подрывник говорит: «Чтобы разорвать этот круг, ты должен вновь полюбить меня…». Джейсон его не слушает и убивает. Но что было бы, если бы он его полюбил?
Вывод один: Шеф бюро все подстроил и для него никакой предопределенности нет