Алхимия предопределенности: отзыв на фильм "Патруль времени"

Mar 03, 2015 22:54



Начну с того, что отзывы в Тырнете поделились на две категории. Одни восторженно утверждают про запутанность сюжета и классный детектив, а другие клянут фильм по-сути за то же самое: за его замороченность и отсутствие action, столь вкусно пообещанных в трейлере.
Меня фильм цепанул целой обоймой алхимических образов.
1) Андрогинность. Девочка оказывается мальчиком.
2) Уроборос. Данный образ станвится символом предопределенности. Воспроизведем уроборические идеи/сюжеты в порядке появления в фильме:
  • Убью ли я себя, если я стал причиной развала собственной жизни?
  • После восстановления агент посылает наставления на диктофоне самому себе
  • Шутка про курицу и яйцо
  • Песня "Я сам себе дедушка", под которую агенту/бармену удается завербовать Джона
  • Если ты хочешь убить меня, ты станешь мной, ... аесли ты хочешь разорвать этот круг, ты должен не убивать меня, а попытаться полюбить снова.
3) Кризис идентификации. Наряду с романтикой полового (встреча с Анимой), в фильме меньше внимания уделяется возрастному (встрече со своей Тенью). В анализе встреча с теневыми сторонами души предшествует встрече с Анимой.  Здесь же, помимо временнОй запутанности сюжета, мы имеем дело с запутанной душой.
Первый, вопрос составлял поиск начала нити Ариадны, или, пользуясь метафорой фильма, где же змея кусает себя за хвост?
[спойлер: ключ и косяк фильма в подкладывании ребенка. Ребенок не мог быть выкреден из роддома до своего рождения, т.к. Джон-агент выкрадывает его тогда, когда Джон сидит с Джейн на лавочке]
4) Множественная лисность. Это история разложения личности на части. В самом начале фильма проходит психологическая оценка - ранняя стадия психоза, как причина комиссования.  "Я так сильно изменился, что даже родная мать не узнает".
Фильм озадачивает нас вопросом: "Что если бы я поставил его перед тобой, человека, который разрушил твою жизнь, и дал гарантию, что наказания не последует. Ты бы его убил?".  Кто бы мог подумать, что этим разрушителем себя являюсь я сам. Тогда могу ли я себя убить?
При найме Джейн, мистер Робертсон говорит ей: "Мы ищем таких людей, ... у которых нет прошлого, и нет надежд на будущее".
5) Фильм одна большая сессия. Вообще отношения агента и Джона похожи на отношения между аналитиком и анализандом. Сцена в баре - как первая встреча. Пациент насторожен, а аналитик пытается "нащупать" его жизненную историю.

Как же все это было...[Далее]

На Википедии изложена история, однако, при всей её точности, она мне не нравится своей линейностью.
Выкладываю таблицу, надеюсь, способную пролить свет на реальность. Цветом отмечены линии путешествий во времени героя/героев
[Тут большая трудночитаемая таблица, которая всё проясняет...]

Люди\Вехи

1945

1963

1964

1975

1985

1993

Джейн
Робертсон подбрасывает ребёнка (2)
В первый раз встречает Робертсон (1)
Рожает ребёнка от Робертсона (1)
Становится Джоном
-
-
-

Подброшена агентом Джонсоном в детприёмник
Встречает Джона
Рожает ли Джейн от Джона?

Джон
-
-
Вход в «игру» Джона. Джейн стала Джоном
Встречает бармена/агента. Вербовка.
Первый скачок в 1963-й

Встреча с Джейн
По окончании своих заданий Джонсон перебрасывает Джона в 1985-й, после чего начинает его инструктировать по диктофону.
Рожает ли Джейн от Джона?

Получает инструктаж от Джонсона по диктофону и отправляется в 1975-й.

Выходит на Пшика-подрывника, получает травму.
Скачок в 1993-й, чтобы встретить там себя как инструктора.

После операции становится агентом Джейсоном (3)

Бармен/агент Джейсон

Появляется в 1993-м году после пластической операции(3).
Отправляется в 1975-й, в последнее задание в бар

Вербует Джона в баре, отправляется с ним в 1963-й

Организует встречу Джейн и Джона, в это время отправляется в 1975-й??? (единственную возможность что-либо исправить)

(Несанкционированный скачок) Помогает Джону после встречи с Пшиком-подрывником совершить скачок в 1993-й.
Сам возвращается в 1964-й.

Беседует с Робертсоном, получает инструкции от диктофона.
Подкидывает ребёнка в 1945-й год (2)

Подкидывает ребёнка
Уходит в 1963-й, обратно к встрече Джона и Джейн.

Разлучает Джона и Джейн. Отправляет Джона в 1985-й год.

Получает от Робертсона дополнительную информацию про Пшика-подрывника. Комиссуется.

Забирает из бара бутылку.
Во время деактивации машины времени происходит сбой, после которого появляется Пшик-подрывник (4).
Знакомится с антикварщицей.
Находит Пшика-подрывника в прачечной и убивает, тем самым, становясь им (5).

Пшик-Подрывник

Появляется после неудачной деактивации машины времени(4)
По всей видимости, устраивает серию взрывов в разных странах, создавая прецедент возникновения Бюро Времени.
Отправляется на встречу с Джейн.

Встречается с Джейн, она от него беременеет
Крадёт ребёнка Джейн и отправляет в 1945-й год (2)

Подбрасывает Джейн в детприёмник (2)
Отправляется в 1975-й на встречу с Джоном и Джейсоном

Встречается с Джоном и Джейсоном, ускользает от них.

Встречается в прачечной с агентом Джейсоном, умирает.
Становится им.



Теперь парадоксы
  1. Пшик-подрывник оплодотворяет Джейн, которая родит от него саму себя. Воистину, сам себе дедушка.
  2. Пшик-подрывник подбрасывает свою дочь от своей дочери?
  3. Джон становится Джейсоном после неудачной встречи с Пшиком-подрывником. Но ведь к этой встрече его готовил Джейсон! Джейсон готовил самого себя, чтобы трансформироваться в себя.
  4. Самый слабый парадокс (его легче всего объяснить). В 1975-м Джейсон уже потихоньку начинает сходить с ума, амнезируя кое-какие периоды своей жизни, в которые он действует как Пшик-подрывник, обеспечивая будущее для Бюро Времени и собирая материал о событиях, несостоявшихся благодаря его подрывной работе.
  5. Собственно, финальный парадокс, где именно убийство Пшика-подрывника делает Дейсона Пшиком-подрывником. Это и есть неотвратимость или предопределение. Независимо от действий Джейсона, убьёт он его или вступит в союз, дело Пшика-подрывника уже сделано. В какой-то момент разговора в прачечной, Джейсон произносит фразу: «Я никогда не стану тобой», как будто он находится в страшном кошмаре и отрицает происходящее с ним наяву, - вот точка Уробороса, где змея кусает свой хвост! Однако, в ответ на это Пшик-подрывник «ставит его на место», указывая на точку предопределенности: «… ты сообщил (в Бюро), что выведенная тобой установка, вовсе не выведена из строя?! … Некоторые вещи предопределены: я сделал тебя тобой, ты сделал меня мной, это парадокс…». Но главная загадка остается не решенной. Пшик-подрывник говорит: «Чтобы разорвать этот круг, ты должен вновь полюбить меня…». Джейсон его не слушает и убивает. Но что было бы, если бы он его полюбил?
Вывод один: Шеф бюро все подстроил и для него никакой предопределенности нет
Previous post Next post
Up