Aug 10, 2007 13:05
После того, как стало ясно, что установить 76,2-мм полковую пушку на Т-18 (МС-1) не получится, а серийное производство Т-26 ещё не началось, в качестве ходовой части решили применить грузовик ГАЗ-АА. У него вместо кузова смонтировали платформу, на которой установили тумбу, где, как на корабле, разместили качающуюся часть 76,2-мм полковой пушки образца 1927 г. (у последней несколько изменили устройство ствола и противооткатной системы, чтобы сократить откат с 1000 до 500 мм), а саму пушку прикрыли 4-мм шитом. Угол горизонтального наведения составлял 2700 (часть сектора обстрела затеняла кабина), а вертикального - от -30 до +250. Скорострельность составляла 10-12 выстр./мин, причем вести огонь можно было вести и на ходу. Боекомплект состоял из 34 унитарных выстрелов (осколочно-фугасные, шрапнельные и бронебойные, пробивавшие на дальности 500 м 35-мм броню, а на 1000 м - 25-мм). После испытаний приступили к серийному выпуску этих САУ (на шасси грузовиков ГАЗ-АА и "Форд-З"), которые получили обозначение СУ-12 и поступали в кавалерийские и механизированные подразделения. В 1932 г. на ленинградском заводе "Красный путиловец" 39 орудий смонтировали на приспособленных для этого импортных автомобилях "Морленд", в 1933 г. - ещё 36 на "Фордах-А", а в первом квартале 1934 г. - ещё 26 самоходки этого типа. Су-12 участвовали в учениях. После испытаний специалисты пришли к выводу, что артсисемы, созданные непосредственно для поддержки пехоты, должны иметь только гусеничный ход и бронирование, прикрывающее экипаж, двигатель и казённую часть орудия. Но идея даром не пропала, и в июле 1941 г. на ом же предприятии (которому уже было присвоено имя Кирова), на 24 грузовиках ЗИС-5 установили полковые пушки, и эти машины приняли участие в обороне города.