Продолжая тему заглянем в Польшу. ЗРАК Sopel/Stalagmit

Feb 22, 2009 22:31




Sopel

Оставив на будущее тему польских экспериментов 80х, перейдем сразу к 1993 году, когда в городе Тарнув была создана зенитная башня, которую установили на удлиненное на метр (и узел подвески) шасси МТ-ЛБ польского производства (помимо прочего - оригинальный двигатель в 320кВт). Вооружение машины составили две 23мм пушки (польская доработка нашей ЗУ-23-2) с боекомплектом в 1200 выстрелов (из них по 250 на ствол - готовы к стрельбе) и два ПЗРК Стрела-2М или -3. И шестнадцать(!) дымовых гранатометов (или двенадцать? Тоже неплохо)...

Приводы башни обеспечивают круговой обстрел со скоростью переброса башни в 80° и вертикальное наведение в диапазоне -8°/+80°. Первый экземпляр установки не имел никаких систем прицеливания, однако в ходе работ над установкой ее оснастили тепловизором, телевизионным прицелом (объектив, кажется, под трубами ПЗРК, на крупной фотке закрыт крышкой) и лазерным дальномером, что заметно повысило ее эффективность. Однако, отсутствие независимого наведения системы прицеливания сильно затрудняло стрельбу по целям, идущим под большими углами к установке.

Очень необычно выглядит сама башня, с сильно скошенной задней частью, на которой размещаются большие люки, предположительно для подачи боеприпасов в башню и для замены отстреляных ПЗРК.



Stalagmit

Эту проблему конструкторы решили в следующей версии машины, Stalagmit (1999г.). Башня была радикально перекомпонована, над ней появилась независимо наводимая корзина с набором оптики и лазерным дальномером, но при этом корзины с ракетами пришлось вынести вбок. Заодно, кстати, количество ракет на пусковых удвоилось, их стало четыре (плюс, как и раньше, еще 6 в запасе).

Однако, в ходе испытаний было решено, что мощности 23мм пушек против современных летаков мало, а возможностей пассивной системы обнаружения, способной засечь истребитель в чистом небе максимум с 10 километров - недостаточно. Высказывались предложения по установке на машину 30-35мм орудий и нормальной РЛС, но, с одной стороны, машинка и так была на пределе грузоподъемности, а с другой стороны - в 2001 году были успешно завершены испытания машины другйо весовой категории, ЗСУ Loara (на шасси польской версии Т-72M, PT-91 Twardy) в двух вариантах, ракетном и пушечном (два орудия 35x228 мм Oerlicon, произведимых в Польше по лицензии на заводе HSW), которая имела нормальную РЛС и все что положено. Поэтому Sopel/Stalagmit так и остались невостребованными.

На мой взгляд, следует отметить, что машинка в варианте с 23мм пушками была сбалансированной, ракеты и пушки гармонично дополняли друг друга по дальности поражения. Другое дело, что машинка по своим возможностям опоздала лет, эдак, на 30...Прочие характеристики машины:
  • Масса: 16,500 кг;
  • Длина: 7.60 м;
  • Ширина: 3.15 м
  • Высота: 3,40 м;
  • Максимальная скорость: 60 км / ч (на плаву 7 км/ч);
  • Запас хода: 500 км;

1999, 1993, экспериментальные, Польша, ЗСУ

Previous post Next post
Up