Срывание покровов и всяческое дополнение
вот к этому посту + то самое видео с "Звезды".
Click to view
Некоторая информация
. В 1965 г. НИИ-1 взялся за проектирование первого для института стратегического подвижного ракетного комплекса «Темп-С2М». По результатам первых проработок стартовый вес трехступенчатой ракеты с обеспечением заданных характеристик составлял 32 тоны. Длина ракеты достигала 19 м, ее максимальный диаметр корпуса - 1,8 м.
Ракета должна была находиться в транспортно-пусковом контейнере, из которого могла стартовать с помощью порохового аккумулятора давления.
Первоначально для самоходной пусковой установки комплекса в СКБ МАЗ разрабатывалось пятиосное колесное шасси МАЗ-547 на базе семейства тяжелых колесных тягачей МАЗ-535, МАЗ-543 и МАЗ-537. В 1965 г. ВНИИ-100 (ВНИИ Трансмаш), по заданию НИИ-1, совместно с другими организациями министерства обороной промышленности прорабатывал несколько вариантов гусеничных шасси СПУ для комплекса «Темп-С2М» на базе различных образцов бронетехники: четырехгусеничная СПУ на базе шасси танка «объект 432» (Т-64) и тягача «объект 429»; четырехгусеничная СПУ на базе шасси танка «объект 432» и ракетного танка «объект 775»; двухгусеничная СПУ на базе шасси СПУ ракетного комплекса РТ-20П; сочлененная СПУ на базе шасси танка «объект 432» и тягача «объект 429»; сочлененная СПУ - гусеничный тягач на базе шасси «объект 821» с колесным полуприцепом на базе шасси автомобиля МАЗ-537. В заключении ВНИИ-100 говорилось, что создание гусеничного шасси с заданными параметрами при ограничении веса СПУ 65 тоннами невозможно. Для дальнейших работ предлагалось четырехгусеничное шасси с полным весом около 70 тонн. Для проведения работ, связанных с отработкой ракетного комплекса, первоначально было рекомендовано для экономии времени создать макетный образец СПУ на базе двухгусеничного «объекта 821».
По результатам дальнейших проектных работ по комплексу из-за роста веса системы управления и некоторых других элементов ракеты стартовый вес возрос до 37 т, что потребовало провести работы по поиску более мощного шасси для СПУ.
При разработке эскизного проекта были определены основные характеристики и технический облик ракеты «Темп-2С». Стартовый вес определялся исходя из условия непревышения предельного веса пусковой установки - все той же заветной величины 60 т.
Для комплекса «Темп-2С» ОКБ-221 при волгоградском заводе «Баррикады» разрабатывало два варианта самоходных пусковых установок - 15У67 на базе специально созданного для этого комплекса минского пятиосного колесного шасси МАЗ-547 и 15Уб8 на семикатковом гусеничном «объекте 825» разрабатывавшимся коллективом конструкторов КБ-3 Ленинградского Кировского завода. Несмотря на высокое конструктивное совершенство пусковых установок, только часть их грузоподъемности можно было выделить на ракету, поскольку на пусковой установке необходимо было также разместить агрегаты, обеспечивающие предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также ее повседневную эксплуатацию. В конечном счете, стартовый вес новой ракеты «Темп-2С» был ограничен величиной порядка 32 тонн - в полтора раза легче ракеты РТ-2. При разработке межконтинентальной ракеты потребовалось применение совершенно новых технических решений, резко отличных от принятых при разработке оперативно-тактической «Темп-С».
По результатам рассмотрения эскизного проекта и дополнения к нему, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 24 мая 1968 г. № 374-142 коллективу института была задана разработка рабочего проекта твердотопливной ракеты и подвижного грунтового комплекса в двух вариантах комплектации пусковых установок - на колесном и гусеничном шасси. При этом вес пусковых установок ограничивался 60 и 70 тоннами для гусеничного и колесного вариантов, соответственно.
СПУ на гусеничном ходу - «объект 825» (шифр «Темп-2С») разрабатывалась КБ-3 Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ), а СПУ на колесной базе специального шестиосного автомобиля МАЗ-547А - в СКВ Минского автомобильного завода. По теме «Темп-2С» в КБ-3 ЛКЗ к 1970 г. было разработано, а на ЛКЗ собраны опытные образцы СПУ:
- «объект 825Сп2» с опорными катками и гусеницами тяжелого танка Т-10;
- «объект 825СпЗ» с опорными катками и гусеницами основного танка Т-80.
Однако руководство МИТ отвергло проекты гусеничных СПУ, хотя изначально именно на танковых шасси предполагалось базировать прежние варианты мобильных комплексов. Справедливо полагая, что приборы систем управления баллистических ракет не смогут выдержать вибрационных нагрузок, создаваемых танковыми шасси при движении, предпочтение было отдано колесным шасси.
Один из эпизодов такого выбора вспоминает зам. генерального конструктора Л.С. Соломонов: «Во время одной из командировок в Капустин Яр для пуска «Темп-С» на совещании главных конструкторов в связи с работами по комплексу «Темп-2С» А.Д. Надирадзе, которому показали испытывавшуюся там гусеничную пусковую установку ракетного комплекса средней дальности 8К96, попросил меня «покататься» на ней и оценить возможность использования гусеничной танковой базы для транспортирования ракеты «Темт-2С».
Я никогда в жизни не ездил на гусеничных шасси, а вот в минские шасси и 4-х и 5-осные (6-ти осные родилось позже) был буквально влюблен: настолько они двигались плавно, без вибраций, были очень маневренны, несмотря на большие размеры.
И вот, по договоренности с командованием полигона, я - в гусеничной пусковой установке участвую в марше по гладкой капустиноярской степи. И если относительно поперечной оси агрегат раскачивался довольно плавно, то относительно продольной оси, уровень вибрации был таков, что я едва вытерпел часовую поездку. По окончании марша доложил о своих ощущениях А.Д. Надирадзе и высказался решительно в пользу колесной базы. Директор согласился. Больше этот вопрос не возникал».
Выбор был сделан в пользу КБ спецпроизводства колесных тягачей Минского автозавода. На основе проекта этого КБ (главный конструктор Б.Л.Шапошник) было создано пятиосное, а затем шестиосное колесное шасси МАЗ-547, способное по бездорожью транспортировать груз заданной массы. При этом надо учесть, что, несмотря на высокое конструктивное совершенство специально разрабатывавшегося для комплекса шасси МАЗ-547, только часть его грузоподъемности можно было выделить на ракету - на СПУ нужно было также разместить агрегаты, обеспечивающие предстартовую подготовку и пуск ракеты, а также ее эксплуатацию.
----------------------------------------------
Годы разработки - 1967-1970.
Двигатель - дизельный В12.
Имеются некоторые расхождения данных по поводу войскового обозначения: где-то "15У67", где-то - "15У68"
http://ruzhany.narod.ru/rvsn/SS_16.html#11http://ruzhany.narod.ru/rvsn/mit60.htmlhttp://www.militaryparitet.com/nomen/russia/spmachine/sgm/data/ic_nomenrussiaspmachinesgm/12/