Нет, я не ошибся с тэгами. Именно 1958 год и именно БМП. Я в курсе, что все читали то, что написано в огромном множестве источников про БМП-1: "Машина (БМП-1) была разработана в первой половине 1960-х годов и впервые показана широкой общественности на параде войск на Красной площади в Москве в 1967 г. ... Она явилась первым в мире образцом нового класса боевых бронированных машин, получивших в дальнейшем название боевые машины пехоты. "
А это тогда что за машинка?
Schützenpanzer lang HS.30
В ходе шараханий по ссылкам я набрел на машину Schützenpanzer 12-3, поступившую на вооружение Бундесвера в 1958 году и имевшую все, как мне кажется, признаки БМП. Пушечное вооружение, довольно серьезное бронирование (лоб - 35мм стали под углом 45°) и так далее... Чем не БМП?
Schützenpanzer 12-3 является совместным продуктом творчества чуть ли не всей Западной Европа. 20 мм пушка
Hispano-Suiza HS.820 (в башне от того же производителя), под очень мощный патрон 20x139 (
выстрел 20х139 среди других 20мм выстрелов, - сравните), двигатель Роллс-Ройс B81 Mk 80F мощностью в 200л.с., общая компоновка от английской же Leyland,и конечная доводка до ума силами немецкой Rheinstahl-Hanomag.
Итогом совместного творчества указанных компаний и стала эта машина, которую я назову, все-таки, первой современной БМП.
При собственной массе в 14600кг она разгонялась до 58км/ч и обеспечивала транспортировку от пяти до семи десантников + экипаж самой машины из трех человек. Компоновка машины - обычная. Отделение управления, в котором слева размещался механик-водитель, совмещено с боевым, впереди-справа, со смещением назад, сидят командир машины и наводчик по пояс находившиеся в башенке (помимо пушки в их распоряжении есть пулемет
MG.3 обычного калибра). За ними - десантное отделение, потолок которого приподнят для большего удобства размещения десанта, и замыкает машину МТО. Машина весьма компактная и шустрая, что что небесполезно с т.з. выживания на поле боя.
Посадка-высадка десанта - сверху,
через люки в крыше корпуса.
Прикрытое большой круглой нашлепкой - не люк, а воздухозаборник системы охлаждения двигателя,
под нашлепкой скрывается большой вентилятор. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами на всех катках.
Всего в период с 1958 по 1962 гг. было произведено 2167 машин SPz 12-3 в различных вариантах исполнения. Как базовых БМП, так и разлиных машин на ее основе - командирских машин,
транспортеров боеприпасов, и даже
ПУ ПТУР SS.11.
SPz lg (HS 30) mit 106mm Typ 40A1
Наиболее же забавным шушиком на базе этой БМП является противотанковая САУ с пробегавшей недавно 106мм М40А1 - ее ничтоже сумняшеся просто приклепали поверх базовой машины.
Выпускалась она, как видите, относительно недолго, на самом взлете ей подрезали крылья полухалявные поставки М113, уступающих этой машине во всем практически, а уже с 1974 года в войска начали поступать первые Мардеры...
Дополнительные фото и ссылки.•
SPz 12-3 HS 30 во взаимодействии с М48 для сравнения размеров. •
Она же в ходе использования •
Страничка с большим количеством фото машины в очень разном состоянии.
•
Страничка википедии о машине.
Машина серийная, не спорю, но отчего-то незаслуженно малоизвестная.