Числом бы побольше, а ценой поменьше. Бронетрактор Mark VII

May 17, 2008 19:16




Бронетрактор Mark VII

Одними из итогов Первой Мировой стали два сопряженных между собой факта:
  1. Без техники, в частности самодвижущейся, уже никуда, повторение "позиционного кошмара" было никому не интересно,
  2. Все это теперь стало очень и очень дорого. Воевать новыми технологиями было дорого всем, даже американцам.
И действительно в экономическом плане, война превратилась в состязание на предмет того, кто первый выдохнется. Из-за нехватки ресурсов первыми выдохлись центральные державы. Собственно, Антанта не победила Германию, на момент прекращения войны немецкие войска еще были глубоко вклинены на территории противников - но они уже просто не могли воевать. Нечем было и некем (Ремарк хорошо описал, кстати). Поэтому вступившие в войну свеженькие и бодрые американцы и смогли так радикально переломить положение - причем настолько, что Германия с Австро-Венгрией практически сдались... Положение дел в промышленности Германии к концу войны было просто катастрофическим. Людендорф писал: "Начальник Полевого автомобильного штаба вовремя получил приказ распорядиться относительно конструирования танков. Модель танка, продемонстрированная им весной 1917 года перед высшим командованием, не соответствовала предъявленным требованиям. Я ему предложил энергично двигать танкостроение вперед. Возможно, что мне следовало производить более твёрдый нажим; возможно, что тогда мы обладали бы к решающему моменту 1918 года немного большим количеством танков, но я не скажу, за счёт какой потребности армии их надлежало бы строить. Больше рабочих отпускать нельзя было, тыловые власти новых не отыскали. Если бы люди нашлись, они потребовались бы армии как пополнение. Возможности массового применения танков мы бы в 1918 году все равно не добились; а только в массе танк имеет значение".
Но это так, присказка, а сказка в том, что посмотревши на действия английских, французских и немецких танков американцы свирепо призадумались. С забронированными коммерческими грузовиками в качестве БА у них было все просто замечательно, но с танками - не очень. Начав в 1917 году производство лицензионных клонов французских и английских машин - после войны американцы столкнулись с тем, что своего танка у них, фактически нет. То, что делали Форд и Дженерал Электрик воспринимать всерьез было сложно, да и цена специально сконструированных машин впечатляла.

Поэтому в плане создания массовой машины американцы решили попробовать пойти по хорошо проторенному при создании бронеавтомобилей пути - бронированию и вооружению подходящих коммерческих шасси. Только в данном вопросе, разумеется, гусеничных. При этом рассчитывали получить относительно недорогую машину, которая могла бы эффективно поддержать атаку настоящих танков. Фактически, решили изготовить САУ поддержки - просто тогда этого слова еще не придумали.

Разумеется, что ответственная роль носителя оружия досталась трудяге-трактору. Собственно, вариантов-то и не было, гусеничный ход еще не был очень распространенным явлением. Ну а из тракторов на роль "повозки для пушки" очень неплохо, казалось бы, подходил трактор Хольта.

В 1919 году в Арсенале Рок Айленд была построена данная машина. Прикрыли трактор с передней части броней, а на место бывшего механизатора поставили тумбовую установку 75мм орудия М1916. Получилось очень дешево и сердито, машина могла не боясь пуль доставить орудие на прямую наводку, после чего, укрывшись за небольшим щитком орудия расчет прямой наводкой расстреливал бы все, что хотел. Машина показала замечательную проходимость по бездорожью, неплохо постреляла - но дешевое тракторное шасси оказалось ее ахиллесовой пятой - подвижность у машины отсутствовала как класс, а конструкция подвески не оставляла никаких надежд увеличить скорость на пересеченке без радикальной переделки машины - несмотря на то, что по шоссе этот трактор разгонялся аж до 10 миль в час (16км/ч) - первая же кочка опрокинула бы машину. Хода-то у опорных катков нет совершенно. Поэтому после выпуска серии из последовательно совершенствовавшихся экспериментальных образцов ("семерки" было построено аж две штуки) на идее поставили жирный крест.

Впрочем, движимые соображениями экономии американцы не оставляли попыток получить что-то нибудь танкообразное подешевле, отчего и были довольно долго одними из лидеров бронетракторостроения. В сообществе проскакивали их многочисленные потуги в данном вопросе - некоторые даже угодили в небольшую серию.



Бронетрактор Mark VII преодолевает препятствия.

Дополнительный снимок машины. Обратите внимание, как решена проблема забора воздуха для двигателя.

Update: чтобы не плодить посты с братьями-бронетракторами добавлю прямо сюда еще двоих Хольтов с пушками.



Предыдущая модель, Mark VIII, 1918 год.



Более поздняя модель, Mark VI. Новая ходовая и орудие М1920. Год, как минимум, 1920

P.S. Я не знаю, почему их нумеровали по убывающей..

США, 1919, бронетрактор

Previous post Next post
Up