У советских собственная гордость:

Oct 23, 2014 08:50

ГАЗ-ТК (Трёхосный Курчевского) разрабатывался с 1933 г. Л.В. Курчевским как носитель его же 76 мм безоткатной пушки БПК*. Сначала на базе "Форда-А", а затем в 1934 г. заводом "Гудок Октября" на базе ГАЗа-А.
______________________________________
* для разведбатов стрелковых дивизий. Пикап ГАЗ-4 для неё с боекомплектом был маловат, А обычный армейский грузовик для безоткатки посчитали слишком "жирно", громоздко, заметно и медленно.



Большинство ГАЗ-ТК  (а всего Экспериментальный автобусный цех ГАЗа выпустил 237 шасси) было построено с открытым кузовом типа “пикап”, с продольными скамейками на 6 бойцов (разведгруппу).  В виде безоткатных самоходок  было сделано всего 23 СУ-4.


В отличии от гражданского пикапа ГАЗ-4 кабина машины оставалась открытой. Дело в том что автомобили типа ГАЗ-ТК могли использоваться для авиационного десанта и их предлагалось перевозить закреплёнными под фюзеляжем тяжёлых бомбардировщиков, где высота машины имела существенное значение.


На задние ведущие колеса для повышения проходимости могли надеваться гусеничные цепи "Оверолл".

Рождение Бронеавтомобиля.

Создав из ГАЗ-А, путём минимальных затрат и усилий автомобиль повышенной проходимости (а ГАЗ-ТК - это по сути  "моделист-конструктор" из типовых деталей и агрегатов ГАЗ-А и ГАЗ-АА - с новой рамой, состоящей из двух рам ГАЗ-А)


Курчевский не был бы самим собой, если бы не начал "ковать железо, пока горячо" - создавать бронемашину на базе своего нового трёхосного шасси. И уже в 1935-ом в его КБ в Подлипках проект лёгкого трёхосного БА был готов. Его назвали просто «Бронеавтомобиль ГАЗ-ТК». В июне 1935-го бронемашина была построена на Заводе №38.


Она была также сделана по принципу "моделиста-конструктора": был взят бронекорпус броневика ФАИ, разрезан и, с помощью вставки, удлинён. Полученный дополнительный объём использовали для установки радиостанции с поручневой антенной.


По бортам подвесили запасные колёса, которые могли прокручиваться и помогать БА преодолевать  неровности местности.
Вооружение осталось тем же, что и у "донора" ФАИ -  башня с 7,62-мм пулемётом ДТ (правда боезапас увеличился).

В целом, броневик Курчевского показал лучшую проходимость, чем двухосные бронемашины ФАИ и Д-8 (на что и рассчитывали военные, давая добро на создание опытного экземпляра БА ГАЗ-ТК), однако машина всё же имела худшую проходимость, чем ГАЗ-ААА или ЗИС-6.

Кроме того корпус ФАИ просто так устанавливаться на новое шасси не мог (требовалась значительная доработка). Машина потеряла в скорости хода (63 км/ч против 85 у ФАИ). При том, что вооружение осталось прежним (1 пулемёт).

Передний мост был перегружен, а неудачно и впопыхах сконструированная подвеска ГАЗ-ТК приводила к быстрому износу и поломкам даже при небольшом пробеге.

На этом история первого трёхосного броневика РККА закончилась.

Автобронетанковое управление Красной Армии констатировало, что "бронеавтомобиль к автомобилям повышенной проходимости, отвечающим предъявляемым к данному типу машин требованиям, отнесен быть не может. И для применения в РККА в качестве боевой машины не пригоден".

проект, 1935, специальный, БА, 1933, СССР, прототип

Previous post Next post
Up