Развитие коммунистами, на американском шасси, идей царского инженера Филатова.

Oct 09, 2013 20:29







САУ СУ-1-12 на шасси "Морленда" с 76,2-мм полковой пушкой обр.1927 г. с длиной ствола 16,5 калибров

После нескольких лет вынужденного перерыва в разработке артиллерийских установок на автомобильном шасси, вызванного Гражданской войной и восстановлением после Разрухи советские (теперь уже) инженеры вернулись к этой теме в полном объёме.
Одним из первых, в 1924 году, проект новой САУ на автомобильном шасси для Красной Армии предложил бывший царский генерал-майор Н.М.Филатов, ранее ставший известным благодаря своим “Трехоколескам”.
http://www.aviarmor.net/tww2/armored_cars/ussr/ac_filatov.htm
Он предложил установить на шасси грузового автомобиля “ФИАТ” 76,2-мм полевую пушку обр.1913 г. с укороченным стволом, но тогда его проект не получил поддержки и был свёрнут. Спустя 5 лет к этой идее вернулись в рамках системы танко-трактороного и авто-броневого вооружения, принятой в 1929 году.

Соответствующее техзадание было выдано Кировскому заводу в Ленинграде, где конструкторская бригада разработала первую советскую артиллерийскую самоходную установку на колесном шасси.

Касательно шасси в то время выбирать стало из чего.

С 1931 года в Нижнем Новгороде был налажен выпуск


двухосных грузовиков "Форд" АА, который в СССР с небольшими изменениями выпускались под маркой ГАЗ-АА.




Это была весьма надежная машина, но её ходовая часть могла выдержать установку только легкого орудия.

Более приемлемым оказался вариант с использованием шасси от американского грузовика-лесовоза “Морленд”, имевшего колёсную формулу 6х4 и рассчитанного на большие нагрузки.

.


Калифорнийская фирма "Морленд" была основана в южной Калифорнии, в городе, названном в честь зубного врача, - Бербанке. Рядом с Лос-Анджелесом.


Заводуправление "Морленда" в Бербанке.

Модели фирмы


The Moreland Motor Truck Company прекратила своё существование в 1940-ом году.

В середине 1933 года было принято решение о запуске СУ-1-12 в серийное производство на шасси "Морленда". Причём подчеркивалось, что принятие на вооружение данной САУ является временной мерой, пока не будут созданы более совершенные самоходные установки.

Серийное производство СУ-1-12 было развернуто в начале 1934 г., и за неполные 2 года Кировский завод изготовил 99 машин, 48 из которых были собраны на базе лесовозов “Морленд” и, позже, 51 на базе ГАЗ-ААА.



Раниий вариант САУ ещё без щита.



"Морленд" во всей красе. Со щитом.

Боевое применение.


Хасан.

В первом пограничном конфликте Советского Союза с Японской империей, вспыхнувшем у озера Хасан летом 1938 года, СУ-1-12 весьма активно участвовали на финальном этапе боевых действий. По всей видимости, наиболее яркий боевой эпизод с участием СУ-1-12 имел место 31 июля, когда САУ этого типа, действовавших в составе артиллерийских батарей 2-го и 3-го танковых батальонов 2-й мехбригады ОДВА, приняли участие в боях у высоток Заозерная и Безымянная.

Вот что было записано в отчете о боевых действиях бригады от 31 июля:

“…2-й танковый батальон совместно с частями 40-й стрелковой дивизии имел задачу уничтожить огневые точки противника на высоте Заозерная. Боевой порядок батальона был построен в три эшелона, в атаке участвовало 47 танков. Батарея 2-го танкового батальона (4 СУ-12) с открытых позиций поддерживали атаку танков...
3-й танковый батальон выступил в 15.15. Батарея (4 СУ-12) открыла огонь по противнику и выпустила 248 76-мм снарядов”.

Поскольку потерь среди САУ не было результаты этих стрельб признали успешными.

Река Халха (по монгольски "Халхин-Гол").

Есть также сведения об участии САУ СУ-1-12 в летних боях на Халхин-Голе в 1939 году в составе 32-ой мехбригады РККА

САУ, США, 1932, специальный, СССР

Previous post Next post
Up