В дополнение и продолжение
подвижный в подвижном.. (возвращаю фото),
Французская колёсно-гусеничная бронебудка на службе Войска Польского И вновь, и вновь... А гусеницы где? 1930 SCHNEIDER-LAURENT. Колёсно-гусеничная амфибия.
Прямой конкурент Saint-Chamond М1921. С 1923 года Saint-Chamond активно предлагал свою разработку не только во Франции но и на экспорт.
Schneider не могла остаться без ответа на проект Saint-Chamond М1921 смешанного движения.
В 1928 г. специалистами фирмы Schneider Laurent по собственной инициативе был разработан танк на сменном колесно-гусеничном ходу. В обычных условиях танк передвигался на колесах, а в боевых условиях или при движении по пересеченной местности он переходил на гусеницы. Операция по смене ходовой части занимала порядка 3 минут без участия извне - все выполняла механика. Машина, оснащённая парой винтов на корме, также могла двигаться по воде. Кроме того, для использования в темное время суток танк оснащался мощной фарой, установленной на башне. По проекту должен был вооружаться 37-мм пушкой SA18 и 8-мм пулеметом Hotckiss. На прототипе вооружение не устанавливалось.
Проект не перерос дальше прототипа.
ТТХ:
Масса: 10000 кг
Экипаж: 2 чел.
Длина: 7500 мм
Ширина: 2130 мм
Броня: до 15 мм
Скорость:
28 км\ч - на колесах
20 км\ч - на гусеницах
10 км\ч - на воде
Двигатель: бензиновый, 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 100 л.с.
Запас хода: 40 км по шоссе
Saint-Chamond М1921, противник Schneider Laurent.
Chenilette St-Chamond M1921.
Первый вариант одноместной колесно-гусеничной бронемашины был готов в 1920 году. Сравнительно с аналогичным ему британским Morris-Martel французские инженеры решили прибегнуть к более сложному конструктивному решению - переход на гусеницы осуществлялся одновременным их опусканием на грунт и поднятием на корпус колес вместе с мостами автомобильного типа (с бескамерными), которые располагались спереди и сзади. Полное время перехода с колес на гусеницы при помощи механического привода занимало 10 минут. Управляемыми были только передние колёса, привод от компактного 2-цилиндрового двигателя мощностью 15 л.с. был на задние колеса. Подвеска автомобильных мостов имела амортизацию на листовых рессорах. Гусеничная часть, применительно на каждый борт, состояла из 10 опорных катков сблокированных попарно в 5 тележек с блокированной подвеской, 4 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса.
При передвижении на колёсах управление велось с помощью обычного руля. На гусеницах танкетка управлялась педалями и рычагами.
Водитель, он же - стрелок, размещался в высокой надстройке корпуса, толщина бронирования которой составляла 6 мм. Вооружалась танкетка модели 1920 г. одним 8-мм пулеметом Hotchkiss, установленном в лобовом листе надстройки с небольшим смещениием вправо от центральной оси.
На испытаниях М1920 показал неплохие ходовые качества. Он мог развивать скорость до 28 км\ч на колёсах и до 6 км\ч на гусеницах, преодолевать уклон в 30°, ров шириной до 1,7 м и брод глубиной до 0,7 м. Первые тесты танкетка проходила в одноместном варианте, но очень скоро выяснилось, что одному человеку очень трудно совмещать обязанности водителя, командира и пулеметчика. Тогда экипаж был увеличен до двух человек и стал впоследствии стандартным для танкеток типа St-Chamond.
После незначительных доработок танкетка была принята к серийному производству под обозначением Chenillette St-Chamond modele 1921 (“танкетка Сен-Шамон модель 1921 года”), хотя её “массовость” ограничилась всего несколькими экземплярами. Оказалось, что французская армия совершенно не горит желанием принимать колесно-гусеничные танкетки на вооружение.
Chenilette St-Chamond M1921.
М1924 с 75-мм пушкой обр.1897г.
М1924 с 75-мм короткоствольной пушкой.
Следующая модификация М1924 оснащалась одноместной конической башней, наподобие той, что ставилась на танки Renault NC1\NC2, но без характерного грибовидного колпака. Броня усилена до 11 мм.
Представленные в 1924 варианты самоходных установок оснащенных 75-мм короткоствольной пушкой и 75-мм пушкой обр.1897 г. (на тумбовой установке с коробчатым бронещитом) также не нашли поддержки со стороны армии. А ведь эти модификации как нельзя лучше подходили на роль мобильной артиллерии, предназначенной для поддержки пехоты или разведывательных частей. Значительных переделок при этом конструкция М1924 не претерпела - достаточно было перестроить надстройку корпуса.
В дальнейшем были модернизации М1926 и М1928.
Французская армия не заинтересовалась ни одной из модификаций этой интересной машины. В других странах успеха не имели.
"Сен-Шамон" М21 при весе в 3,5 т развивал скорость на гусеницах всего 6, а на колесах 28 км/ч. М28 весил уже 8,7 т, но ходовые качества у него не изменились.
St-Chamond modele 1921 в Польше. 1922г.
St-Chamond modele 1921 в Финляндии. 1923г.
В 1923 году одна машина была отправлена в Финляндию, где подверглась всесторонним испытаниям. Достаточно быстро выяснилось, что механический привод смены хода и трансмиссия не выдерживают высоких нагрузок. К этому добавлялось отсутствие защиты открытых элементов подвески и слабое вооружение с ограниченными углами обстрела. На таких условиях от дальнейших поставок М1921 финская делегация отказалась. В дальнейшем танкетка использовался исключительно для учебных целей и была выведена из эксплуатации в 1937 г.
St-Chamond modele 1921 в Японии. Предположительно 1924г.
Предположительно в 1924 году Chenillette St-Chamond modele 1921 отправили в Японию. Японская армия тогда рассматривала варианты для принятия на вооружение разведывательной бронемашины и М1921 неплохо вписывался в техническое задание. Тем не менее, победителем была признана танкетка Carden-Lloyd Mk.VIb, как обладающая лучшей технической надежностью.
Есть также данные, что Испания и Советский Союз также приобрели (или получили для тестирования) по одному образцу М1921. Видимо, характеристики танкеток были признаны недостаточными, поскольку испанская армия отказалась от дальнейших поставок, а советские конструкторы не проявили к М1921 большого интереса.
В итоге десятки машин Saint-Chamond были построены и испытаны в нескольких странах мира (проданы), а Schneider Laurent остался в одном экземпляре и никому не нужен.
Источники:
1.
http://www.chars-francais.net2.
http://www.aviarmor.net3.
http://pro-tank.ru/zapad-vostok/57-kolesno-gus-tanki4.
Французская колёсно-гусеничная бронебудка на службе Войска Польского