1. Здание гарнизонного военного госпиталя в
г Тамбов объявлено памятником архитектуры и отражает так называемый кирпичный стиль, распространенный в конце 19 века в России.
Весь госпитальный комплекс состоит из двух зданий и надворных построек, выполненных из красного кирпича. Первое П-образное строение является главным корпусом. На его фасадной стене все прямоугольные оконные проемы выделены профилированными наличниками, в верхней части которых помещен замковый камень. Этажи здания разделяет межэтажный пояс. Над центральной входной дверью укреплен козырек, опирающийся на кованые кронштейны. Второе здание, расположенное вдоль улицы Красноармейской, значительно меньше по размерам и не выделяется отделкой внешних стен. Во дворе госпиталя сохранилось несколько первоначальных построек, в которых размещены вспомогательные помещения.
В 1910 году на Инвалидной площади (второе название - Инвалидный луг) началось строительство нового больничного корпуса, предназначенного для больницы Общества Красного Креста. Инициатором возведения этой больницы в городе
Тамбов был Известный горожанам человек, доктор медицины И. Юстов. Строительство велось при участии архитектора Мозголевского по образцовому проекту. К 1912 году основные сооружения были готовы. На завершающем этапе строительства решили увеличить площадь домового храма во имя Святителя Пантелеймона. Проектировщик-строитель Н. О. Диамандиди внес изменения в проект. В результате площадь храма и его алтарной части увеличилась вдвое. Средства для проведения дополнительных работ выделила А. Н. Нарышкина. Выстроенное медицинское учреждение в роли больницы Общества Красного Креста просуществовало недолго. Осенью 1914 года сюда поступила первая партия раненых с фронтов первой мировой войны и больница превратилась в большой военный лазарет. В годы гражданской войны лазарет стал военным госпиталем, им он остается и в наши дни.
2. Из доклада председателя полномочной "пятерки" на заседании Кирсановской участковой политкомиссии о карательных мерах против повстанцев 10 июля 1921 года.
ГАТО. Ф.Р.-4049. Оп.1. Д.1. Л.381 об.
Операция по очистке селений Курдюковской волости началась 27 июня с деревни Осиновки, являющейся ранее частым местом пребывания банд. Настроение крестьян к прибывшим для операции - недоверчиво-выжидательное: банды не выдавали, на все задаваемые вопросы отвечали незнанием. Было взято до 40 заложников, селение объявлено на осадном положении, оцеплено красноармейскими частями, изданы приказы, устанавливающие 2-часовой срок для выдачи бандитов и оружия с предупреждением - за невыполнение будут расстреляны заложники.
На общем собрании крестьяне, после объявления приговора и приказов, заметно стали колебаться, но не решались принять активное участие в оказании помощи по изъятию бандитов и, по-видимому, мало верили в то, что приказы о расстреле будут приводиться в исполнение. По истечении установленного срока был расстрелян 21 заложник в присутствии схода крестьян. Публичный расстрел, обставленный со всеми формальностями, в присутствии всех членов "пятерки", уполномоченных, комсостава частей и пр., произвел потрясающее впечатление на граждан.
По окончании расстрела толпа зашумела, раздавались возгласы: "Из-за них, проклятых, страдаем, выдавай кто знает!", "Довольно молчать!", и вышедшие из толпы представители попросили разрешения произвести всем сходом поиск оружия и бандитов путем обысков и облав. Разрешение было дано.
Крестьяне, разбившись на 3 группы, отправились искать оружие и ловить бандитов. 28 июня населением были доставлены 3 винтовки, вырытые из земли, и 5 бандитов, независимо от этого поиски бандитов производились оперативной частью "пятерки" (особотделом), было поймано 7 бандитов.
В целях оздоровления селения семьи расстрелянных заложников, а также укрывающихся бандитов были изъяты и высланы в концлагеря...
Иное отношение со стороны крестьян встречено в д. Кареевке, в 4 верстах от Курдюков, где ввиду удобного территориального положения было удобное место для постоянного пребывания бандитов: останавливались их штабы, был мобилизационный отдел и даже за 24 часа до прибытия "пятерки" находился один из видных главарей антоновской банды, Ишин, с группой в 25 человек.
Принимая это во внимание, "пятеркой" было решено уничтожить данное селение - 2-ю Кареевку (65-70 дворов), выселив поголовно все население и конфисковав их имущество, за исключением семей красноармейцев, которые были переселены в с. Курдюки и размещены в избах, изъятых у бандитских семей. Строго после изъятия ценных материалов - оконных рам, стекол, срубов и др. - деревня была зажжена...
Подобная мера произвела громадное впечатление на весь район. Остальные селения, прилегающие к Кареевке, как то: Шаболовка, Каширка и др., стали готовиться также к выселению, являлись представители с просьбой о помиловании, представителям указывалось, что их спасение - выдача бандитов и сдача последними оружия.
Результаты операции: выселено в Курдюках и Кареевке 80 семей с общим числом членов 300 человек, явилось добровольно бандитов - 150, из них 41 с оружием...
3 июля приступили к операции в с. Богословка. Редко где приходилось видеть столь замкнутое и сорганизованное крестьянство. При беседе с крестьянами от малого до старика, убеленного сединами, все как один по вопросу о бандитах отговаривались полным незнанием и даже с вопрошающим удивлением отвечали: "У нас нет бандитов", "Когда-то проезжали мимо, но даже хорошо не знаем, были ли то бандиты или кто другой, мы живем мирно, никого не безпокоим и никого не знаем".
Были повторены те же приемы, какие и в Осиновке, взяты заложники в количестве 58 человек. 4 июля была расстреляна первая партия в 21 человек, 5 июля - в 15 человек, изъято 60 семей бандитских до 200 человек.
В конечном результате перелом был достигнут, крестьянство бросилось ловить бандитов и отыскивать оружие...
Председатель полномочной "пятерки" Усконин
Летом 1921 г. подобными мерами основные силы повстанцев были деморализованы и лишены поддержки населения. В конце июня Антоновым был издан последний приказ, согласно которому боевым отрядам предлагалось разделиться на группы и скрыться в лесах или даже разойтись по домам.
3. Тамбовский Казанский Богородицкий мужской монастырь. В 1918-1922 гг. здесь располагалась губернская ЧК. 1920 г. Адрес: 392000, г. Тамбов, улица М. Горького, (улица Араповская)