В шестидесятые годы прошлого века американская военнщина весьма плотно заинтересовалась сочлененными машинами Goer (Go everywhere, "идущие везде") . Преимущества были на виду: машины такого типа имеют достаточно высокую проходимость, более высокие средние скорости движения по плохим дорогам и меньшие затраты мощности на передвижения, чем автомобили с обычными способами управления. Другим положительным фактором использования схемы Goer является возможность уменьшить жесткость корпусных элементов по отношению к закручивающим усилиям вследствие того, что передняя секция может поворачиваться в поперечной вертикальной плоскости относительно задней. Благодаря этому масса рамы и всего автомобиля в целом может быть значительно снижена, а полезная грузоподъёмность увеличена. Вместе с тем, таким сочленённым автомобилям присущи и недостатки: меньшая устойчивость при преодолении подъёмов с креном, ограничение максимальной скорости движения из-за явления галопирования, ограничение ширины преодолеваемого рва диаметром колёс и др.
Понятно, что если за изготовление машин берутся компании типа "Ле Турно-Вестингауз", у них обязательно выйдет какой-нибудь гигантский монстр. Поэтому сегодня мы поговорим о самом маленьком из сочлененных грузовиков - XM-520 производства "Кларк-Мичиган" (отделение пневмоколесной техники компании Clark Equipment Co., одного из крупнейших изготовителей дорожно-строительной техники).
По заказу военного ведомства США "Кларк-Мичиган" в 1959 году на шасси своего дизельного 110-сильного погрузчика "Мичиган-75" построило прототип 5-тонного сочлененного армейского автомобиля ХМ520 (4x4). Он отличался от предложенных компаниями "Ле Турно-Вестингауз" и "Катерпиллар" ХМ437 и ХМ438 не только меньшей грузоподъёмностью и размерами, но и чисто механическими приводами ко всем четырём колёсам, что привело к уменьшению угла поворота передней секции относительно задней и увеличению радиуса поворота по сравнению с машинами типа ХМ437.
Правда, в дальнейшем "Кларк-Мичиган" от работы в проекте Goer отказался, и за ХМ520 принялся "Катерпиллар". Получившийся автомобиль ХМ520Е1 грузоподъёмностью 8 тонн достаточно сильно отличается по конструкции от своего прототипа. Привод ко всем колёсам выполнен чисто механическим, а привод к механизму поворота - гидравлическим. Угол поворота передней секции относительно задней стал меньше, что привело к увеличению радиуса поворота на суше. ХМ520Е1 Полная масса ХМ520Е1 составляет около 20000 кг, а собственная масса -12000 кг. Поэтому коэффициент использования массы km равен 0,42.
ХМ520Е1
На шасси этого автомобиля может быть установлена бензоцистерна ёмкостью 9450 л. Она снабжена четырьмя раздаточными патрубками: один с максимальной подачей 1134 л/мин. (монтируется в кормовой части цистерны), второй с подачей 378 л/мин. и два других с подачей по 189 л/мин. каждый. Этой цистерне-топливозаправщику присвоен индекс ХМ559Е1. На ХМ520Е1 и ХМ559Е1 установлены многотопливные двигатели Caterpillar жидкостного охлаждения мощностью 221 кВт, но задросселированные до 157 кВт при 2200 об/мин.
Двухзвенная сочленённая автоцистерна ёмкостью 9,45 м3 ХМ559Е1
Крутящий момент от двигателя через гидротрансформатор и коробку передач подводится к промежуточной шестерёнчатой передаче, от которой через карданную передачу подаётся к дифференциалу переднего ведущего моста, а от него к планетарным редукторам передних колёс. Крутящий момент к колёсам задней оси передаётся от переднего ведущего моста с помощью карданных передач.
Привод к задним колёсам включается при движении на первой и второй передачах при скоростях движения до 16 км/ч. При переходе со второй передачи на третью задний мост автоматически отключается, но водитель при необходимости может включить привод к задней оси на любой передаче вручную.
Поворот автомобиля производится с помощью двух гидроцилиндров двухстороннего действия, которые запитываются от двухсекционного лопастного насоса через клапан управления, определяющий направление потока масла к силовым цилиндрам. Насос механизма поворота обеспечивает также работу лебёдки с гидравлическим приводом, установленной в передней части автомобиля. Тяговое усилие лебёдки составляет 44 кН.
На ХМ520Е1 может быть смонтировано ремонтно-эвакуационное оборудование с краном грузоподъёмностью 10 т и вылетом стрелы 5,4 м. Длина стрелы может быть увеличена на 0,9 м за счёт телескопического удлиняющего гидропривода. Стрела крана имеет круговой поворот, не препятствующий обзору водителя. Подъёмный механизм крана работает от гидронасоса, связанного с двигателем автомобиля.
Максимальная скорость движения по суше ХМ520Е1 при удельной мощности Nуд=7,84 кВт/т - не более 48 км/ч, а на спокойной глубокой воде - около 5 км/ч за счёт вращения колёс. При движении по воде высота надводного борта составляет 405 мм.
Показатель провозоспособности kпр этого автомобиля на суше равен 6,67, на воде - 0,69. Удельная мощность по массе перевозимого груза Nгр=19,62 кВт/тгр. Автомобили ХМ520Е1 авиатранспортабельны и могут сбрасываться на парашютах.
В период 1964-1965 гг. автомобили ХМ437Е1, ХМ438Е2 и ХМ520Е1 проходили всесторонние испытания на территории ФРГ и привлекались к транспортным перевозкам на маневрах войск НАТО.
ЗЫ: использован
текст статьи А. Степанова в журнале «Техника и вооружение» № 10/2003 г.