24 июля 1900 года Henry Stith, получил патент на это:
Рисунок велосипеда с гусеничным движителем и гусеничным направляющим механизмом из патента. На момент написания статьи в Popular Science за июнь 1944, у сына Stith-а все еще был этот велосипед, который Генри Stith построил для него.
Про этот велик уже было написано в
Легкий велотанк. Но, вынужден не согласиться с выводом, что это изобретение сгинуло бесследно...
RASC Triumph. Великобритания. 1927.
RASC Triumph гусеничный мотоцикл. 1927. Великобритания, находится в музее.
Этот удивительный мотоцикл, с движителем 3x2, создан в 1926 году на агрегатах Triumph 500 SV Модель P Mk2. Был переделан из 2x1 до 3x2, по заказу Service Corps королевской армии (RASC). Изготовлен в одном экземпляре. Видимо, внедорожные способности были превосходными. Идея не получила развития, так как улучшилась мобильность штатных мотоциклов.
RASC Triumph хранится в Музее транспорта армии (Museum of Army Transport, Beverley) и сотрудники музея сожалеют, что вряд ли он когда-либо будет полностью восстановлен и продемонстрирован, потому что они не в состоянии найти аутентичные 11" дюймовые шины задних колёс.
Triumph SD, 1-cyl. SV 500cc, 1921-1927 гг.
OEC. Великобритания. 1928 год.
Производитель OEC (Osborn Engineering Co.), Gasport, Hants, Великобритания. В 1928 году изготовлены два прототипа. Мог эксплуатироваться как с гусеницей поверх колёс задней тележки, так и без гусеницы. Второе заднее колесо было связано внутренним зубчатым ремнем с цепным приводом первого колеса. Машины были предложены армии и частным покупателям, как тракторы.
Гусеничный мотоцикл OEC. Рекламный плакат, с указанием цен за мотоциклы с объёмом двигателей 350 сс, 500 сс и 750 сс, по предоплате. Никого не заинтересовал, покупателей не нашлось.
Гусеничный мотоцикл OEC. Прототип №1. 1928. Гусеница сложена на багажнике. Изображение из "Wheels & Tracks" №74, 2001 г.
Гусеничный мотоцикл OEC. Прототип №2. 1928. Изображение из "Wheels & Tracks" №74, 2001 г.
Гусеничный мотоцикл OEC. Прототип №2. 1928. Вид слева.
Tractorcycle. Италия. 1931 год.
"Итальянский полугусеничный мотоцикл на манёврах близ Рима. 1931 год." Так подписано это фото в Большой Советской Энциклопедии.
На самом деле впервые фото было опубликовано в журнале Popular Science, за февраль 1931. На странице 70, этому мотоциклу посвящена статья "Tractor cycle for rough ground"/"Трактор цикл для бездорожья". Подпись к фото: "Итальянская милиция испытывает мотоцикл совместно с "боевым танком", в качестве индивидуального средства передвижения по пересеченной местности. Они находят его превосходство над лошадьми в скорости передвижения."
Перевод
"Tractor cycle for rough ground":
Трактор цикл для бездорожья.
Наблюдатель на последних маневрах фашистской милиции недалеко от Рима, Италия, увидел всадника на мотоцикле новой конструкции, оставившего дорогу, поспешно проехавшего по пашне и взвившегося вверх по склону холма, усеянного валунами. Поводом послужили испытания самой последней техники для мотоциклистов связи.
Вместо заднего колеса, странный мотоцикл приводится в движение бесконечным протектором, как у трактора. Зажимы на протекторе дают твердую тягу независимо от характера покрытия. Гусеничная тележка качается так, что может быть наклонена вперед или назад, приспосабливаясь к неровной поверхности. Мощность передаётся цепным приводом. Усиленная, треугольная рама поддерживает гусеничный движитель, достаточно далеко от спинки сиденья, чтобы гусеница не мешала водителю.
Хотя предназначен в основном для использования в военных целях, "Трактор мотоцикл" может оказаться полезным подспорьем для туристов, геодезистов и других, чья работа или отдых отправляет их в глушь и по пересечённой местности. В дизайне обложки для этой статьи, наш художник изобразил его восхождение по каменистому склону. Багаж в задней части, закреплён на элементарное крыло, что позволяет осуществлять поставки или доставлять рассылки, в зависимости от использования данного транспортного средства."
На обложке указанного журнала нарисован тот же "Tractorcycle" но по представлению художника в гражданском амплуа.
(Была приведена в посте
И снова на арене - гусеничные мотоциклы!, но ошибочно отнесена на счет полугусеничного мотоцикла от Victoria Werke S.G. Nurnberg. Германия)
Славным продолжателем идеи Tractorcycle сегодня является Alpen Scooter (1980 год), но о нём по хронологии ниже.
Victoria. Германия. 1930-е.
Гусеничный мотоцикл с движителем 3x2, 3-х местный, производство Victoria-Werke AG в Нюрнберге. 1930-е. Фото из "Wheels & Tracks" №74, 2001.
Victoria Boxer модель KR VI, послужила основой для полугусеничной Victoria.
ТТХ:
Год выпуска: 1927 - 1932
Максимальная скорость: 120 км / ч
Четырехтактный, оппозитный двигатель
Количество цилиндров: 2
Объем: 596 см3
Диаметр/Ход поршня: 77 мм х 64 мм
Мощность/оборотов: 18 л.с. / 4000 мин-1
спортивная модель: 24 л.с.
Количество передач: 3
Независимая передняя амортизационная вилка, патент Victoria.
Шины 26 х 3 и 27 х 3,5
Victoria Boxer модель KR VI 1928 года. Фото с байкерского слёта в Нюрнберге в 2005 году.
Victoria Boxer модель KR VI 1928 года. Фото с байкерского слёта в Нюрнберге в 2005 году.
Victoria Boxer модель KR VI 1928 года. Двигатель.
Victoria Boxer модель KR VI 1928 года. Двигатель.
BMW Speziel TR500 с коляской "Sneekrad". Германия. 1936 год.
В продолжение и дополнение
Руссише дженерал Морозъ! BMW Speziel TR500 "Sneekrad" создан по заказу Вермахта на основе мотоцикла BMW R12 инженером Riemerschmidt в 1936 году, в одном экземпляре. Управляемость вызывает сомнения.
Испытания мотоцикла BMW "Sneekrad"/"Снегоход" с люлькой. 1936 год. Фото Kurt Worner. Видна люлька справа.
Испытания мотоцикла BMW "Sneekrad"/"Снегоход" с люлькой. 1936 год. + схема. Фото Kurt Worner.
BMW R12 Afrikakorps.
BMW R12.
Годы выпуска: 1935 - 1941
Общий объем производства: около 20 000 гражданских
+ Около 10 000 военных, всего: 36008
Двигатель: 18hp/3400rpm или 20hp/4000rpm, 2-х цилиндровый 4-тактный с воздушным охлаждением
Объём двигателя: 745cc
длина: 2100 мм, Ширина: 900 мм,
высота: 940 мм, высота седла: 70см
Размеры (с коляской):
длина: 2520MM, Ширина: 1615mm, высота: 1000 мм
Колесная база: 1380мм
Коробка передач: 4-ступенчатая
Вес (без коляски): 188 кг
Максимальная скорость: 125 км/ч (гражданские);
100 км/ч (вермахт);
85 км/ч (вермахт с коляской)
Мотоциклы Мерсье Motochenilles. Франция. 1937 год.
В продолжение
Французский сумеречный гений. Мерсье Motochenilles Тип 1. Мотоцикл Мерсье с передней гусеницей. 1937 год.
Построен Мерсье в Буа-Коломб, Франция. Мерсье получил заказ от швейцарской армии на изготовление прототипа для испытаний. Но испытывался для французской армии. 350cc 11-сильный двигатель был немного слаб, хотя позволял покорять склоны до 42°. Коробка передач 3-х скоростная. Всего было изготовлено 3 прототипа, всех типов, для французской армии.
Мерсье Motochenilles Тип 1 и Мерсье Motochenilles Тип 2. 1937 год.
Мерсье Motochenilles тип 3 и тип2. Фото из книги "L'Automobile sous l'Uniforme", François Vauvillier, published by Massin, Paris, 1992.
Мотоцикл Мерсье Motochenilles Тип 3, 1937 года. Этот прототип принадлежит Марио Сальваторе, г.Экс-ле-Бен, Франция. Фото J M M at Rétromobile, Paris, 2007 02.
Мерсье Motochenilles Тип 3, с бронещитом на испытаниях. 1937 год. Бронещит существенно ухудшал ходовые характеристики и без того плохо-управляемого шасси.
Lehaitre. Франция. 1938 год.
Здесь подробнее по этой машине -
Гусенично-мотоциклетное помешательство продолжается American Tuscan. США. 1967 год.
Одной из главных проблем полугусеничных мотоциклов, была стабилизация вертикального положения на малых и больших скоростях, при движении по пересечённой местности. Этим объясняется отсутствие интереса к данной технике со стороны частного сектора. Разработчик Gyro Transport Systems, из США, решил эту проблему, применив гироскопическую стабилизацию. Но и это революционное решение не подстегнуло продвижение "Тракторциклов" в массы.
Tuscan. Рисунок прототипа. 1965 год.
Разработан Gyro Transport Systems в 50-е годы XX века.
Произведен American Tuscan в Солт-Лейк-Сити, штат Юта в 1967 году. Его 20 л.с. двигатель позволял взбираться на склоны до 45° благодаря гусенице. Самобалансировался встроенным гироскопом, что позволяло не бояться завала на бок во время движения. Спереди могли быть установлены лыжи. Мог дополнительно оснащаться фарой-искателем. Коробка передач - 4х ступенчатая.
Этот единственный Tuscan, изготовленный в 1965 году, по заказу Службы охраны лесов США для Рейнджеров, остался прототипом.
По предоплате предлагался частным лицам за 400$, но никого не заинтересовал.
Tuscan. Прототип. 1965 год.
ТТХ
Ёмкость бака: 15 л
Максимальная нагрузка: 200 кг
Максимальная скорость: 72 км/ч
Для сравнения
Самодельный гусеничный мотоцикл. Гусеничный мотоцикл "АНТ-1", самодельный, из России. 1980-е.
"АНТ-1" способен преодолевать снег глубиной 25 см. Полезная нагрузка: водитель + 30 кг на мотоцикл + 80 кг на прицеп. Масса мотоцикла 110 кг.
Alpen Scooter. Италия. 1980-е.
Alpen Scooter, своего рода снегоход от компании Pozzo di Recoaro. С начала 80-х использовался горными войсками итальянской армии. В комплект прицепного оборудования входят: передняя лыжа, санки, носилки на лыжах, гусеница для грунта и гусеница для льда. Двигатель ранних серий объёмом 200 cc, позже устанавливался объёмом 250 сс и 300 сс.
Alpen Scooter, раннего выпуска в музее. Двигатель объёмом 200 сс.
Alpen Scooter. На снегу переднее колесо сменяют лыжи.
Alpen Scooter с полным комплектом прицепного и навесного оборудования. На заднем плане трицикл Moto-Guzzi 3x3 "Mulo Meccanico".
Alpen Scooter с гусеницей на асфальте.
Alpen Scooter Croce Rossa Italiana (Итальянского Красного Креста).
Кому надо,
здесь Alpen Scooter, с полным комплектом оборудования, продаётся за 1800 евро. Или
здесь, без оборудования за 1500 евро.
Источники:
1.
www.automotto.com2.
www.cobbsblog.com3.
bikerspublic.com4.
www.hoteladamello.it5.
www.srcf.fr6.
www.flickr.com7.
www.marcopera.com8. Журнал
Popular Science за февраль 1931 статья "Tractor cycle for rough ground", стр. 70.
9. Журнал
Popular Science за июнь 1944, стр. 62, 63.
10.
www.practicalmachinist.com11.
www.ww2f.com12.
cybermotorcycle.com13.
www.bawdeswell.net14.
www.meisterdinger.de15.
www.rxx.co.il16.
www.changjiangunlimited.com