Бронежелезнодорожные войска

Jan 05, 2012 00:19

Не одним немцам на "трешке" с окурком по железной дороге гонять (хорошая мысль на Прохоровке и Энске, гм) - у японцев также был гусенично-железнодорожный БТР "Тип 95 Со-Ки". Все дело в том, что планы обширной экспансии в восточную часть Китая и Сибири предусматривали создание мобильных армейских соединений, способных к быстрой переброски в удаленные части захваченных территорий. Одним из таких средств доставки были бронедрезины, но в “чистом” виде область их использования ограничивалась только железными дорогами. Таким образом, возникла необходимость в многофункциональной машине и опыт прошедшей войны подсказывал, что в качестве базового варианта вполне может подойти бронеавтомобиль.



Слегка кликабельно

Первые эксперименты с обычными и специализированными бронемашинами показали успешность этого направления и в начале 1930-х гг. японскими инженерами фирмы Sumida были созданы два практически идентичных бронеавтомобиля-дрезины “тип 2591” и “тип 2593”. Но армия осталась не полностью удовлетворенной этими машинами в первую очередь из-за их низкой проходимости вне дорог и больших размеров. От инженеров потребовали создать более совершенный образец боевой машины, способной передвигаться как по железным, так и по обычным дорогам.



Ответом на это требование стало появление бронеавтомобиля-дрезины “тип 2595”, известной также под названием “Со-Ки”. Отказавшись от устоявшейся практики использовать только колесное шасси японские конструкторы предложили более оригинальную конструкцию.



Ходовая часть “тип 2595” состояла из двух основных компонентов. Первый включал в себя обычное шасси с литыми колесами железнодорожного типа и приводом на заднюю ось. Второй компонент был более сложным - это было гусеничное шасси, состоявшее (применительно на один борт) из 8 сдвоенных опорных катков малого диаметра сблокированных попарно в 4 тележки, 2 поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Подвеска включала полуэллиптические рессоры (по две на борт) с балансиром, на концах которого шарнирно подвешивались тележки. Примечательно, что ведущие и направляющие колеса оснащались венцами и имели цевочное зацепление. Подъём и спуск подвижных элементов гусеничной ходовой части осуществлялся при помощи домкратов. По сути, японцам удалось создать хороший колесно-гусеничный танк, но с узкой специализацией.



Кликабельно

Смена хода, сравнительно с колесными моделями, значительно ускорилась. Теперь для перехода с гусениц на колеса требовалось всего 3 минуты, а в обратном порядке гораздо быстрее - 1 минуту. Для того же “тип 2593” требовалось порядка 10 минут.



Корпус дрезины сбирался из листов катаной брони при помощи болтов и заклепок. В силу особенностей конструкции компоновка машины осталась как у обычного бронеавтомобиля. Двигатель мощностью 84 л.с,, трансмиссия, система охлаждения и баки с горючим размещались спереди. Моторное отделение защищалось бронированной коробкой с сильно скошенным верхним бронелистом толщиной 8 мм. За ними размещалось боевое отделение, где также находилось место водителя. Для посадки и высадки служили двери в левом борту и корме корпуса. Несмотря на небольшие габариты экипаж дрезины состоял из 6 человек, хотя нередко он был меньше. Вооружение включало всего один 7,7-мм пулемет “тип 91” в конической башне, установленной на крыше боевого отделения. Толщина стенок башни составляла 8 мм, крыши - 6 мм. Сверху имелся башенный люк, а для наблюдения за местностью использовались две смотровые щели с бронестеклами и оптический пулеметный прицел.



Кликабельно

Испытания бронедрезин “тип 2595” прошли в 1935 году и закончились вполне успешно. Серийное производство было налажено в 1936 году, причем бензиновый двигатель заменили дизелем. В ходе очередной войны в Китае большая часть этих машин была отправлена на континент. Их главной задачей на начальном этапе являлась поддержка пехотных подразделений, хотя уже в 1937 году их перевели на патрулирование и охрану коммуникаций. Случаев использования бронедрезин в боях с китайскими войсками было совсем немного, поскольку действовали они в основном в тылу. Зачастую машины “тип 2595” использовали для транспортировки снаряжения и аммуниции, для чего была предусмотрена буксировка прицепа. В ряде случаев бронедрезины сцепляли по 2-3 единицы, образовывая своеобразные "бронепоезда". Также на базе дрезины был создан самоходный кран грузоподъемностью 5 тонн и длиной стрелы 7 м.



Кликабельно

В течении следующих 8 лет бронедрезины продолжали служить в Китае. Ближе к концу войны немногочисленные “тип 2595” пытались задействовать в боях на территории Бирмы, где с 1943 года перешли в контрнаступление силы Британского Содружества. Последние машины этого типа были захвачены союзниками в сентябре 1945 года и впоследствии отправлены на слом.



ЗЫ: почти весь текст отсюда (там же можно посмотреть ТТХ).

железнодорожная техника, 1935, Япония

Previous post Next post
Up