Поистине грандиозной по своему замыслу получилась работа совместно с инженерными войсками по созданию большого полноприводного плавающего автомобиля ЗиЛ-135П на агрегатах шасси ЗиЛ-135К, построенного в феврале 1965 года. Первоначально изделие предполагалось использовать в качестве самоходного понтона для наведения плавучих переправ, однако в дальнейшем его переделали в транспортную машину десанта.
Кликабельно
Несущий корпус, впервые в мировом автостроении для таких целей выполненный из стеклопластика, был разработан в ЦНИИ им. А.Н. Крылова и получил настолько удачные обводы и совершенную гидродинамику, что позволило амфибии развивать скорость на воде при двухбалльном волнении до 16,4 км/ч. Этому способствовала и установка двух гребных винтов в эффективные кольцевые поворотные насадки (откидывались при движении на суше). В результате пропульсивный КПД водоходного движителя ЗиЛ-135П (отношение мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления воды при буксировке машины, к мощности, подведенной к винтам) достигал необычайно большой величины - 0,48, тогда как на известных зарубежных амфибиях тех лет он составлял 0,18..0,22, а в настоящее время не превышает 0,24.
Маневренность амфибии на плаву исключительная - плавные и крутые повороты на переднем и заднем ходу, развороты на месте, перемещения с любым углом дрейфа вплоть до хода лагом. Это обеспечивается независимым управлением парой гребных винтов (диаметр 800 мм) специфической формы на полноповоротных колонках. Рациональные обводы корпуса амфибии из антикоррозийных материалов повышают скорость хода на плаву и снижают расход топлива. Пропульсивный КПД ЗИЛ-135П вдвое выше, чем у лучшего зарубежного образца - LARС-15, а по мореходным качествам амфибия Грачева превосходит все известные зарубежные аналоги. Она выдерживает пятибалльный шторм, входит и выходит из воды при шторме силой в 3 балла, преодолевает 10-сантиметровый ледяной припой шириной 100 м, а также может буксировать суда различного типа и доставлять на берег груз весом до 5 тонн.
Высокую прочность конструкции придавали наружная и внутренняя обшивки, изготовленные из стеклопластика, пространство между ними заполнялось пенопластом. Кабина располагалась в передней части корпуса, грузопассажирский отсек - в средней, моторное отделение - в кормовой. В качестве силовой установки использовали два 180-сильных двигателя ЗиЛ-375, которые с помощью автоматической гидромеханической КПП, бортовых и колесных редукторов приводили во вращение движители своего борта, что позволяло обходиться без дифференциалов. Средние пары колес были сближены, а передняя и задняя разнесены и выполнены управляемыми.
Полезный внутренний объем ЗИЛ-135П сопоставим со спальным железнодорожным вагоном. Машина оснащена приборами ночного видения, автоматического определения местоположения, полуавтоматического движения по программе заданного маршрута.
Всего было построено два автомобиля. ЗиЛ-135П прошел все виды испытаний, в том числе на Балтике и Северном море, но на вооружение не был принят.
Технические характеристики ЗИЛ-135П
Масса, кг - 12500
Максимальная скорость движения, км/ч:
- на плаву - до 18-20
- по шоссе - до 70-90
Габариты, мм:
- длина - 14200
- ширина - 3300
- высота - 3100
Click to view
ЗЫ: текст потырен с
http://legion.wplus.net/ и Энциклопедии вооружений KM.RU.