- Что это?! - воскликнет искушенный читатель нашего комьюнити (а неискушенных здесь мало). - Точнее, что ЭТО делает здесь? Это же знаменитый гиромобиль Шиловского! Шуш, конечно, но к военной технике отношения не имеющий!
И будет неправ.
Оказывается, задуман он был как военная машина для передвижения по пересеченной местности, о чем пишет известный гироскополог :) Н.Гулиа в "Удивительной физике".
Но и это еще не все. Как-то сам по себе сложился миф о том, что неплохо чувствовал на двух колесах благодаря мощному гироскопическому эффекту. Ну, помните: "...Особое восхищение прохожих вызывало то обстоятельство, что коляска даже при совершенно тихом ходе не теряла устойчивости, Шиловский нарочно ехал как можно медленнее, чтобы доказать, что устойчивость его автомобиля совсем не зависит от быстроты его движения". Цитата кочует из статьи в статью, а между тем все не так просто. Оказывается, там присутствовала также подвижная рамка 1 с маховиком массой 314 кг, закрепленная на оси в неподвижной рамке, жестко связанной с кузовом автомобиля. Роль автопилота выполнял примитивный автомат, состоящий из трубки с шариком 4, который при наклоне машины перекатывался набок и замыкал соответствующий контакт 3. От этого начинал работать электромотор 2 и через зубчатую передачу вращал рамку 1 с маховиком. Тем самым он, заставляя прецессировать маховик в рамке, вызывал гироскопический момент, и автомобиль выправлялся.,ри этом безразлично, двигался он или был неподвижен.
В 1938 году изрядно потрёпанную машину всё же "эксгумировали", починили и поставили в музей Wolseley Tool & Motorcar Company. Всё это время и до самого конца Второй мировой, Шиловский не уставал пропагандировать гирокары как транспорт будущего.
Вскоре, после окончания войны Шиловский умер в относительной бедности и полном забвении, а в 1948 году и его "гирокар" был вывезен из музея и отправлен на металлолом. Пережившая войну Англия нуждалась в металле...