Бобер, выдыхаааааай!

Jul 15, 2009 15:39

Рассказ о трехколесных подлодках, субмаринах-локомотивах и о нападении водолазов с топором в XIX веке. А началось все с прочтения юным Саймоном Лэйком (Simon Lake) романа Жюль Верна "Двадцать тысяч лье под водой"...



В 1893 году, прослышав об объявленном военно-морским флотом конкурсе на создание субмарины (150 тысяч долларов - огромные по тем временам деньги), молодой механик Саймон берется за дело. Для начала он подает заявку на патент трехколесной подлодки, вооруженной топором (патент на нее он получит только 4 года спустя, в 1897 году):





...а сам тем временем берется за сооружение чего попроще. "Чего попроще", готовое на следующий год, представляло собой 4,2-метровую сосновую подлодку, смахивающую на небрежно сколоченный гроб ящик на колесиках:



Колеса, по замыслу Саймона, субмарине нужны были для того, чтобы двигаться по дну или суше. Так как никакого мотора на подлодке не было, колеса приходилось вращать вручную с помощью ворота и цепной передачи:



При желании акванавт мог выбраться из подлодки через дверь (!) и подтолкнуть транспортное средство вручную. Снабжение субмарины воздухом планировалось через шланг, поддерживающийся на поверхности буем. Несмотря на аццки авангардистский подход к подводным лодкам, испытания девайса в Atlantic Highlands (штат Нью-Джерси) прошли успешно, что вдохновило Саймона на новые свершения.



Реплика субмарины, установленная в Atlantic Highlands

Новыми свершениями должен был стать "субмарина-локомотив", защищенная патентом в следующем, 1895 году:



Постройка трехколесного монстра под названием Argonaut I была завершена в 1898 году на Columbian Iron Works & Dry Dock. По сравнению с деревянным ящиком с ручным приводом на колеса эта подлодка была верхом совершенства: 11 метров в длину и 2,7 в диаметре, 59 тонн водоизмещение, 30-сильный бензиновый двигатель и 4 человека экипажа. Правда, 3 здоровенных колеса никуда не делись.



"Аргонавт I" в процессе постройки. В левом верхнем углу - подлодка Plunger конструкции Джона Холланда (John Holland).







Кликабельно

В том же году Саймон с 4 помощниками проделал 2000-мильный испытательный путь от Чесапикского залива (Chesapeake Bay) по побережью Атлантики, причем испытывался не только подводный и надводный, но и наземный (!!!) ход.



Большие и малые штормы не смогли помешать подлодке, и пробег завершился отлично. Даже сам Жюль Верн прислал Саймону поздравительную телеграмму, где поблагодарил его за воплощение своей мечты.



Несмотря на то, что "Аргонавт I" и последовавший за ним "Аргонавт II" (тот, правда, потерял колеса) рассматривались Саймоном Лэйком как спасательные или пассажирские подлодки, он понимал, что самое лучшее, что можно сделать для бизнеса - это сконструировать военную подлодку - тем более, что спрос во всех странах на них был велик. Так как вооружать свои первые поделки было уже поздно - техника с тех пор ушла вперед, он принялся за конструирование полностью военных кораблей (в частности, это его фирма делала для Российской империи подлодки "Кефаль", "Палтус", "Бычок", "Плотва" и "Сиг").

Правда, военно-морским флотом США все равно было сделано несколько заказов на "Аргонавт I". Но позже военные от них отказались, так как к тому времени подлодки Холланда выиграли конкурс на создание субмарин для ВМС. А жаль - концепция амфибийной вооруженной подводной лодки, особенно в те времена, смотрелась весьма вкусно. Немцы додумаются до нее только спустя полвека...






1894, амфибия, 1898, США

Previous post Next post
Up