1944 год. Немецкой армии уже не до изысканий вундервафли - требуется исключительно простое в производстве и эксплуатации, дешевое и, желательно, не использующее дефицитное топливо транспортное средство. Получив задание на разработку подобного артиллерийского тягача, "Шкода" долго ломать голову не стала. Два паровых котла Skoda Sentinel на угле, водруженные на удлиненное шасси Jagdpanzer 38(t) - вот решение проблемы!
Кликабельно
Правда, испытания модели SK-13 показали, что не все так радужно - мощность паровых двигателей (кстати, лицензия на их производство принадлежала "Форду", но тот только обрадовался бы, что эти машины могут послужить любимому фюреру) - 70 л.с. каждый - оказалась для 20-тонной машины недостаточной. Страдала и скорость (12-15 км/ч), и дальность хода - 150 км. Выход виделся только в использовании других паровых машин.
Новый вариант тягача (SK-23) предложила фирма "БMM Прага", оснастившая машину современными паровыми двигателями от "Круппа". Последний, к слову, также в конце войны разрабатывал подобный девайс.
Схема, как и все остальные фото и картинки - модели SK-13, будьте внимательны. Кликабельно.
Существовал и еще один, третий проект (SK-33), который предусматривал установку на облегченное до 18 тонн шасси двух паровых двигателей мощность 80 л.с. каждый. Однако, дальше чертежей SK-23 и SK-33 не продвинулись, в отличие от SK-13, который успел поучаствовать в натурных испытаниях.
Кликабельно
Ну а затем настал 1945 год, и немцам стало уже ни до чего.
ЗЫ: в свое время про девайс
писал strangernn, но намудрил с описанием =)
Все нижеследующие картинки кликабельны.