В 1930-х отечественные конструкторы разрабатывали весьма революционную идею - по их замыслу танк должен был просто перепрыгивать препятствия. Более того, военные теоретики считали, что все танки в будущей всемирной войне (теперь известной как Вторая мировая) будут перелетать через полосу препятствий, буквально одним прыжком преодолевая мощные противотанковые полосы обороны - рвы, надолбы, «зубы дракона», «ежи» и минные поля.
Танкисты РККА на учениях специально отрабатывали боевой прием - прыжок через противотанковое препятствие. Для этого использовался либо удобный рельеф местности, либо контрэскарп, возведенный противником, либо специально созданный саперами трамплин перед вражеской полосой обороны. Дело в том, что типичный танк 1920-1930-х представлял собой легкую и скоростную, хотя и слабовооруженную и слабобронированную бронемашину, что и позволяло ей так хорошо «перелетать» препятствия.
Мало того, в 1937 году была разработана специальная машина для преодоления препятствия путем прыжка. В качестве базы для ТПП-2 (танк преодоления препятствий) использовалось максимально облегченное шасси танка Т-26. Механизм совершения прыжка состоял из четырех эксцентриков с грунтозацепами (по два с каждого борта) и специального устройства, которое их освобождало в момент прыжка. Машина разгонялась перед препятствием, эксцентрики, проворачиваясь в нужный момент, буквально подбрасывали танк в воздух. Однако испытания показали, что скорость машины недостаточна для совершения прыжка, а из-за жесткой системы подрессоривания нарушалась нормальная работа эксцентриков
В 1940 году советский инженер М.М. Ботвинник получил авторское свидетельство на «Приспособление к танку для осуществления его прыжка» за счет использования кинетической энергии. Для этого танк снабжался особой поворотной металлической П-образной рамой, прикрепленной к корпусу машины на горизонтальной оси. В обычном положении рама была откинута назад, а при приближении к препятствию (заграждению) особым механизмом перекидывалась вперед, так что танк, разогнавшись, с ходу упирался в него рамой. Бронемашина при этом начинала двигаться по дуге окружности, радиус которой равен длине рамы, и перепрыгивала препятствие подобно прыгуну с шестом.
Упором для рамы могло служить как специально устроенное препятствие перед линией вражеской обороны, так и само неприятельское заграждение. В случае мягкого грунта на раме размещались упоры бульдозерного типа, вгрызавшиеся в землю. Но тогда ширина преодолеваемого препятствия равнялась всего лишь длине «шеста», что давало мало преимуществ в сравнении с обычным танком. Чтобы увеличить длину прыжка, изобретатель оснастил раму мощным пружинным амортизатором. В момент удара рамы о препятствие пружина сжималась и удерживалась в сжатом состоянии специальным стопором, который освобождал ее в нужный момент. Разжимаясь, пружина передавала танку, находящемуся в верхней точке траектории, мощный дополнительный импульс.
В результате боевая машина двигалась не по дуге, а по параболе, то есть по баллистической траектории тела, брошенного под некоторым углом к горизонту! Высота преодолеваемого препятствия значительно увеличивалась за счет удлинения траектории полета. После приземления танк мог сбросить раму и идти в атаку «налегке». К сожалению, о практическом применении изобретения сведений найти не удалось.
Из
http://www.popmech.ru/article/394-pryigayuschiy-tank/