Не только у Израиля есть бронированные "скорые помощи"

Oct 25, 2009 03:52

У СССР они тоже были, причем гораздо раньше. После неудачных экспериментов с бронированными тракторами “Коммунар” 9 и Caterpiller руководство УММ РКАА решило, что для целей десантирования пехоты и эвакуации раненных с поля боя нужны совершенно иная машина. По заданию санитарного управления РККА конструкторское бюро завода ДРО в г. Выкса в начале 1938 года спроектировала машину, тип которой определялся как “бронированный мото-медицинский пункт для мехчастей РККА”. В соответствии с системой обозначений этот бронеавтомобиль получил обозначение БА-22.



Как и в случае с БА-10 для “мото-медицинского пункта” было выбрано модифицированное шасси от трехосного автомобиля ГАЗ-ААА, на которое устанавливался корпус коробчатой формы с толщиной броневых листов 4-6 мм. Силовая установка (двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л.с.) и трансмиссия изменений не претерпели. Расположение люков для доступа к двигателю, вентиляционных щелей и запасных колес было аналогичным БА-10.

Для повышения проходимости на колеса задних мостов могли надеваться гусеничные цепи типа “Оверолл”, которые в походном положении укладывались на задних крыльях. Радиооборудование и вооружение на БА-22 отсутствовало. Обзор из машины был крайне ограничен: в лобовом листе корпуса были вырезаны два небольших прямоугольных люка со смотровыми щелями, ещё две щели были прорезаны по обоим бортам в дверях.



Впрочем, по замыслу проектировщиков, эти недостатки были второстепенными. Главной задачей БА-22 была транспортировка людей. В зависимости от назначения, бронемашина могла перевозить 4 раненых на носилках, либо 10 солдат с полным снаряжением, либо 12 человек в летнем обмундировании. В последних двух случаях предусматривалась установка скамеек вместо носилок. Для погрузки раненых использовалась большая двухстворчатая дверь в кормовой части машины.

Единственный прототип БА-22 был построен в сентябре 1938 года и в течении осени проходил заводские испытания. Опытный образец прошел 331 км и после устранения большинства недоработок был отправлен на полигон НИБТ, где с 15 мая по 23 июня 1939 года машина подверглась войсковым испытаниям, пройдя ещё 1179 км. Выяснилось, что с экипажем из двух человек и 10 пассажирами машина развивает максимальную скорость до 41,4 км\ч, а ёмкости 109-литрового бензобака хватает на 240 км по шоссе или 200 км по проселку.



На машине использовался карбюраторный двигатель мощностью 40 л.с. (29 кВт). При серийном выпуске предполагалось использовать шасси грузового автомобиля ГАЗ-ААА с двигателем М-1 мощностью 50 л.с. (37 кВт) с карбюратором "Зенит" с экономайзером. Пуск двигателя производился с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8 л.с. (0,6 кВт). В батарейной контактной системе зажигания использовались индукционная катушка (бобина) и распределитель с центробежным регулятором. В состав трансмиссии входили: однодисковое сцепление, четырехступенчатая коробка передач с демультипликатором и два задних ведущих моста с коническими дифференциалами и червячными главными передачами.

Колесная формула машины - 6x4. Подвеска машины - зависимая, состояла из поперечно расположенной полуэллиптической листовой рессоры передней оси с реактивными штангами, и сблокированных узлов подвески второй и третьей ведущих осей, состоящих из продольно расположенных полуэллиптических листовых рессор с реактивными штангами. Бронеавтомобиль комплектовался пулестойкими шинами типа ГК.



Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 3 СТП-80 емкостью 80 А•ч и генератор ГМ-71 мощностью 100 Вт. Для внешней связи использовалась радиостанция 71-ТК-1.

По завершении испытаний комиссия полигона составила акт, в котором отзывы о БА-22 были по большей части отрицательные. В частности было отмечено следующее:

- в виду использования маломощного двигателя бронемашина имеет малую тяговооруженность;
- высота бронекорпуса слишком велика и не отвечает требованиям по маскировке;
- толщина броневых листов и их углы наклона недостаточны и спасают только от небронебойных пуль винтовочного калибра;
- люки и двери не герметичны;
- внутреннее оборудование не соответствует требованиям СУ РККА.

Таким образом, БА-22 не мог быть рекомендован к принятию на вооружение РККА, а единственный прототип после завершения испытательного цикла был отправлен в научно-исследовательский санитарный институт РККА и дальнейшая его судьба остается неизвестной.



ЗЫ: источники - раз и два.

медицинская техника, СССР, 1938

Previous post Next post
Up