Feb 03, 2012 12:35
Понадобилось мне тут найти учебник французского для начинающих, а так как я уже тысячу лет не в курсе, стала я читать, что народ хвалит, по чему занимается и что вообще в этой области происходит. От этого чтения перед глазами как живые встали все эти пыльные Моруа, адаптированные Гюго из унылых учебников с черно-белыми картинками, вся эта чертова Попова-Казакова, гидра с двумя головами (как скрип жесткого мела по доске), - вся эта картина заскорузлой педагогики, которая насквозь пропитана скукой и отвращением, когда выучиваешь что-то вопреки, а не благодаря, каким-то чудом (или, собственно, не выучиваешь, если где-то совершенно параллельно этой педагогике у тебя не было собственного интереса), и можешь читать какого-нибудь Сент-Бева, но не знаешь, как будет «чайник» или «автомобильная пробка», и не можешь с первого раза понять на слух даже сериал про Мегре. Народ продолжает превозносить «классический» учебник той же гидры, и утверждает, что со времен Мопассана никакой новой лексики особо не появилось, так что можно на нем и остановится. Это какой-то вариант стокгольмского синдрома, потому что ничем разумным объяснить это невозможно. Вся эта фундаментальность и основательность… Во-первых, не все, кто учит язык, собираются быть филологами, во-вторых, не нужно издеваться и над филологами. «Тяжело в учении» и «тут вам не детский сад» - уже на первых страницах рабочей тетради относительного нового мгимошного учебника французского четверть страницы отведено под «работу над ошибками» («напишите 20 раз и зарубите себе на носу…»). В первом диалоге появляется «он любуется Парижем». Зачем любуется? Почему, например, не смотрит? К каждому объяснению правил чтения сразу прилагается длинный список «запомните исключения». А на исключения наверняка придется писать контрольную работу… Аналогичным образом я не выучила сербский. Хотя упорно учила, делала ночами с пятницы на субботу длинные упражнения, сочиняла фразы на какое-то там управление глаголов, тексты про войну, писала диктант про слонов… К счастью, сейчас не то что 20 лет назад, есть куча учебников хотя бы издательства Hachette, выбирай любую серию, добавляй к ней сборники упражнений по устной речи, если станет слишком весело, то и что-то из продвинутой грамматики, чтобы уже в самом начале чувствовать, что этот язык - просто язык, на котором говорят живые люди, а не монстр, изобретенный для изощренных издевательств над студентами.