С чего начинается Родина...

Nov 19, 2008 19:54


История города, непосредственно связанная с развитием его промышленности, тесно переплетена с его планировкой и архитектурой. Интересную работу по этой проблеме провели наши архитекторы Закорецкий А. В. и Лукьянова Т. П. Она так и называется «Влияние промышленных предприятий на формирование планировочной структуры г. Луганска». (с разрешения авторов приводим ниже некоторые выводы из их исследований наряду с другими доступными нам материалами:

«Непосредственное влияние на характер градостроительной культуры на Юге Украины оказали широко развернувшиеся работы по переустройству и урегулированию русских и украинских городов, которые проводились с 1762 года под руководством «Комиссии каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы», при непосредственном участии которой разрабатывались планы всех городов.

Первым металлургическим предприятием Юга России стал Луганский литейный завод (14 ноября 1795 года), С постройкой завода начал расти и поселок Луганский завод.

Чугунолитейный завод был заложен на берегу реки Лугани вблизи села Каменный Брод.





Ф.1. Генеральная карта Екатеринославской губернии.
С.-Петербург, 1821 г.



Завод работал на водной энергетике и потому для приведения в действие станков и механизмов был прорыт канал и образован большой пруд, ставший композиционно-пространственным центром поселка и одновременно функционально-технологическим элементом завода».

К концу первой четверти XIX пека завод был одним из современнейших на то время предприятий подобного рода. Он представлял собой сложный комплекс зданий и гидротехнических сооружений.

Основными сооружениями завода являлись одноэтажный доменный корпус, двухэтажная «верхняя фабрика», сверлильный корпус, главная кузница слесарной, главный материальный магазин.

Промышленное производство на заводе требовало много воды, поэтому недалеко от него на Лугани были сооружены верхняя, нижняя и Ольховская плотины (на нижней была построена мукомольная мельница - 3-этажное сооружение, снабжавшее мукой население и заводских рабочих).

План поселения Луганский завод 1799 года дает представление о начальном этапе формирования города. Рядом с заводом начал образовываться жилой поселок. Появились первые улицы. Направление улиц - «восток - запад» соответствует характеру рельефа местности, имеющему резко выраженную эрозионную ступенчатость. Улицы занимают пойму реки Лугани и несколько ее верхних террас. На более позднем этапе развития уличная сеть расширяется. Следуя за рельефом местности, улицы поворачивают на юг, продолжая оставаться параллельными. Под прямым углом их прорезают линии, что придает планировке регулярный характер. Величина кварталов определяется направлением основных улиц и размерами участков, отводимых под застройку. Большинство улиц дореволюционного города образовалось в его начальный период. Облик их неоднократно изменялся, но планировка, в основном, осталась прежней.

В местах, где раньше проходили базары и ярмарки, образовались площади, ставшие впоследствии важными элементами градостроительной структуры города.

Если композиционно-пространственным центром всего поселения Луганский завод являлся пруд с основной доминантой - заводом, то общественным и торговым центром была Успенская площадь, находящаяся на пересечении улицы Почтовой и 10-й линии. Это подтверждается старыми фотографиями и названием площади «Старобазарная». Вероятнее всего на первом этапе площадь формировали деревянные постройки, за исключением нескольких каменных строений, среди, которых выделялось двухэтажное здание земской управы (ныне там здание школы № 2).



Ф.2. Здание земской управы

Доминантой площади была деревянная Успенская церковь, сгоревшая (по словам местных жителей) в 1830 году.

В 1840-1854 годы на ее месте построили каменную. В это же время начинается застройка площади каменными одно-двухэтажными домами, торговыми рядами и лавками.



Ф. 3. Успенская церковь

В 60-е годы XIX века образовывается Казанская площадь, в центре которой в 1864 году построена Казанская церковь (разрушена в 30-е годы XX века). Церковь была удачно расположена и замыкала перспективы улиц Казанской и будущей Пушкинской.




Ф.4. Казанская улица и Казанская церковь

Южная часть площади и примыкающий к ней участок улицы Петербургской, вплоть до Ольховского канала, были застроены каменными усадебными домами, относящимися к более раннему периоду (вероятнее всего к началу XIX века).

Происходят изменения в северной части поселка. На территории, ранее занимаемой садами обывателей, застраивается улица Садовая, переулки Натальевский, Полтавский, улица Вокзальная.




Ф.5. Участок застройки

Улица Петроградская (ныне улица Ленина) возникла в конце XVIII столетия. На ней строились казармы для рабочих литейного завода. В 1808 году их уже насчитывалось около 100. В конце XIX века они были снесены и освободившуюся территорию застроили домами в один-два этажа из местного камня - мергеля.



Ф.6. Петербургская улица. Общий вид

Застройка улицы Пушкина началась во второй половине 80-х годов XIX века. До этого тут проходил канал (от улицы Канавной), доставлявший воду из Ольховского водохранилища в накопительный пруд литейного завода. Здесь, кроме магазинов местных купцов и гостиниц, располагались горно-коммерческий клуб (сейчас там стоит здание клуба железнодорожников) и цирк. В годы первой пятилетки на улице Пушкина было построено здание горсовета. С постройкой в 1912 году городской электростанции улица Пушкина была освещена электричеством. Кроме этой улицы, были вначале электрифицированы также улицы Петроградская и Казанская (ныне улица К. Маркса).



Ф.7. Пушкинская улица

Сквер, где теперь стоит первый в Луганске памятник В. И. Ленину (сооружен в 1024 году), назывался «Успенский сквер».

По улице В. Даля (Английской) под номером 7 стоит здание, украшенное четырьмя колоннами. Оно одно из старейших в городе и построено одновременно с пушечно-литейным заводом в самом гонце XVIII столетия. В нем до революции находилось Горное ведомство, занимавшееся исследованием недр Донбасса и их эксплуатацией. В феврале-апреле 1919 года в здании работали Луганский Совнарком и Совнарком Донецко-Криворожской республики, возглавляемый Ф. А. Сергеевым (Артемом). Сейчас в этом здании размещается водолечебница.



Ф. 8. Проезд на Английскую улицу



Ф.9. Успенский сквер

Площадь имени Розы Люксембург ранее именовалась Преображенской площадью, где находилась и церковь с этим же названием. До революции площадь имени Ленина в Каменном Броде называлась Троицкой. Здесь стояла Троицкая церковь.

Этот скорбный поминальный список можно было бы продолжить разрушенными католическим костелом, армянской церковью и другими памятниками нашей духовной и материальной культуры.

Как мы указали выше, освоение недр Донбасса вызвало необходимость в прокладке железных дорог, связавших центр России с формирующимся промышленным регионом.

1874-1897 годы - годы возникновения и развития в Луганске железнодорожного хозяйства.

Строятся здания, обслуживающие пассажиров, грузопотоки и техперсонал: в 1876 году - двухклассный пассажирский вокзал берегового типа, пакгаузы, служебные постройки. Рядом с вокзалом было построено здание, в котором разместилось первое в Донбассе железнодорожное техническое училище.



Ф.10. Старый ж/д вокзал

С северной стороны здания вокзала формируется Привокзальная площадь, хорошо спланированная и архитектурно оформленная. Посредине площади был разбит сквер.

В 1876 году на станции начинают действовать мастерские по ремонту паровозов и вагонов (ныне на этом месте завод горного машиностроения имени Пархоменко), строятся мосты через реки Лугань и Ольховую, другие сооружения, обслуживающие подвижной состав.

Одновременно с развитием железнодорожного транспорта продолжается строительство в центральной части города. Застраиваются главные площади: Успенская и Соборная. Возведение в 1841 году на Соборной площади Николаевского собора стало важным событием в жизни города. Построенный в классическом стиле, собор почти до середины XX века был одной из доминант города. Удачное расположение Соборной площади на одной оси с Успенской создало хорошую визуальную связь между площадями. Эта связь сохранилась до настоящего времени и является одной из главных градоформирующих осей города.



Ф.11. Сквер на Старобазарной площади

Продолжают застраиваться территории в районе улиц Английской и Почтовой, где располагаются административные здания и дома местной аристократии. Петербургская улица постепенно становится культурным и торговым центром поселка.

В сентябре 1882 года поселок Луганский завод с прилегающим к нему селением Каменный Брод был возведен в степень уездного города. С 1887 года для города начинается период строительной активности. Выделены средства и развернуты работы по благоустройству важнейших улиц города, их вертикальной планировке и мощению. Начались земляные работы вдоль бывшего Ольховского канала. Канал был засыпан и на его месте начала строиться новая улица, которая позже стала улицей Пушкинской.

В годы войны в Луганске были полностью прекращены все градостроительные работы, кроме сооружения бараков для мобилизованных и переселенцев. Став одним из крупнейших центров военной промышленности, город находился в сложном экономическом положении, т. к. хозяйственная деятельность, не связанная с производством оружия, была резко ограничена законами военного времени...

Локотош Б. Н. Очерки истории Луганска. - Луганск: Редакционно-издательский отде областного управления по печати, 1993. - 140с., 42 илл.

Фото:

1. Географический атлас Российской Империи, Царства Польского и Великого кн. Финляндского. Расположенный по губерниям на двух языках. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.infanata.org/index.php?newsid=1146077152

2,4,6,7,8,9,11: Башкина В.Я. Привет из Луганска. История Луганска на почтовых открытках и фотографиях /В.Я. Башкина, А.И. Поболелов, Ю.С. Сумишин. - Луганск: Издательство "Максим", 2007. - 128с.

Улицы города

Previous post Next post
Up