Справедливость есть, и за нее стоит бороться. Итак, этот блог коллективный, и хотя 1 автор была про

May 25, 2024 16:24



Луганск и Луганщина в фалеристике

snachki.narod.ru

тив того, чтоб выставить как бы рекламу одного краеведческого сайта, ссылку на него, но - путем демократического голосования!! - ставим текст о кино в луганске.

( в тексте частично использованы материалы сайта «Луганск и Луганщина в фалеристике» ... ( во второй части).

Луганский иллюзион

С тех пор, как человечество выдумало прекрасное развлечение и искусство - кино - многие поколения просто бредили профессией артиста. До сих пор киноактеры в центре объектива; они диктуют остальным, как одеваться, как жениться или выходить замуж, как усыновлять детей... Им подражают, им завидуют, ими восхищаются... Среди голливудских актрис одна из самых известных времен нулевых - это Кэмерон Диас. Она сыграла главную героиню в фильме «Банды Нью-Йорка». Помните, как завершается фильм? На экране - кладбище с крестами. На первом плане. На втором - жилые дома. В закадровом тексте такие слова: «Шло время, менялись люди, и вскоре все забыли, что такие как мы вообще существовали». Пока проговаривается текст, мы видим, что кресты на кладбище все ниже и ниже, а небоскребы - все выше и выше. В конце концов, небоскребы практически коснулись неба, а кладбище стерто с лица земли.

Примерно также ушли из памяти людей те кинотеатры, которые были в городе Луганске сто лет назад. Из памяти стерлись и те х/ф, которые они смотрели. Сгорели многие ленты, разрушены здания. Однако кое-что все же осталось. Это - фотооткрытки с видами кинематографов, документы в архиве и старые подшивки газет.



«Эрмитаж», «Иллюзион» и не только

Итак, достоверно пока неизвестно, кто в Луганске владел первыми кинотеатрами и когда они были открыты. Из тумана прошлого четко вырисовывается следующая картина. Если верить библиографическому раритету «Весь Луганск в кармане», с. 95, то к 1912 г. в городе было 3 кинотеатра: «Экспресс», «Иллюзион» и «Roll». Указывалось, что «Roll» временно закрыт.

К 1914 году синематографов стало 5. Два из них «Художественный» и «Экспресс» находились по ул. Петербургской (ныне ул. Ленина), ещё два - «Эрмитаж» и «Иллюзион» на ул. Пушкинской, а кинематограф Шарапова располагался по ул. Патронная (сейчас ул. Рабочая).

Какие же кинокартины смотрели луганчане? Как и сегодня, фильмы приключенческие, любовные мелодрамы, трагикомедии, т. е. фильмы, дающие хороший кассовый сбор. Названия были соответствующие, претенциозно-кричащие - «Агония славы», «Похищенная львицей», «Остров блаженства».

Демонстрировались и научно-популярные фильмы: «Ермак - покоритель Сибири», «Кончина Карла Смелого», «Виды Киева». Экранизировалась классика: «Гамлет» Шекспира, «Маскарад» Лермонтова.

В 1915 г. в «Эрмитаже» демонстрировался фильм «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Главную роль в нем сыграл знаменитый Ф.И. Шаляпин. Конечно же, смотрели луганчане и фильмы с гениальной Верой Холодной, например «У камина». Эти сведения автор почерпнула (как и многие другие до нее) из программок фильма. Эти программки печатались в луганских типографиях.

Кино было доступным развлечением для луганчан. Цена билетов и для детей и для взрослых была одинаковой - 15 копеек. Сборы от некоторых картин шли на благотворительные цели. Иногда перед сеансами детям раздавали игрушки.

В том же 1915 г. была предпринята попытка открыть летний кинематограф. Инициатором выступил М. Л. Ямпольский, заведующий училищем при заводах Гартмана. Аргументируя своё желание, Ямпольский писал в докладе директору заводов:

«Желая дать рабочим заводов и их семьям разумное развлечение в это тяжёлое и смутное время войны, развлечение тем более необходимое, что самое пагубное развлечение простого люда - водка и пиво изъяты из продажи, и рабочие не знают, чем заполнить свой досуг». (Из-за Первой мировой действовал «сухой закон»).

В летнем кинематографе демонстрировались как развлекательные, так и научные фильмы (к примеру, «Жизнь микробов», «Крокодилы», «Скорпион»), а также фильмы пропагандистского характера («Зверства немцев в России», «Бомбардировка турецким флотом Крымского побережья», «Геройский подвиг капитана Нестерова»). Но, т. к. несмотря на дешевизну билетов в кинематограф, каждый четвертый зритель был безбилетником, его пришлось закрыть. Ещё одно благородное начинание из-за нехватки средств потерпело крах.

«Больше культуры в наши кинотеатры!»

Пришедшая советская власть разительно изменила лицо города. Эти перемены коснулись и кинотеатров. Согласно декрету ВЦИК от 15 сентября 1922 г. все театры, кино, клубы стали учреждениями, имеющими политико-просветительский характер. В связи с этим любопытны некоторые документы, хранящиеся в Госархиве ЛНР, например, доклад Кудрявцева (как завгоскино г. Луганска): «В самом непродолжительном времени местные экраны обогатятся рядом ценных по содержанию картин. Но в картинах научно-просветительского характера отсутствуют те захватывающие моменты, те детективные и уголовные трюки, на которые, к сожалению, так падка наша публика. И посему считаю целесообразным перенести таковые сеансы на улицу. Для осуществления моего предложения требуется следующее: устроить на улице Петроградской и Пушкинской уличный экран. Помимо картин мною будут отражены на упомянутом экране желательные вам лозунги агитационного характера о вопросах текущего момента, то есть все те, которые вы мне дадите хотя бы за день до сеанса» (5 февраля 1923 г.).

Кино не стали «крутить» на улице. А тов. Кудрявцева за пьянство вскорости сняли, вместо него назначив Дулина.

Какие же фильмы смотрели тогда луганчане? В 1923 г. картины привозились из Бахмута и Харькова. Среди научно-популярных фильмов были: «Аэропланное дело», «О вреде пьянства». Еще о репертуаре кинотеатров вспоминает в своей книге «Люди 30-х годов» наш земляк, политобозреватель Юрий Жуков: «Иногда идут неплохие советские фильмы молодых, но уже известных всему миру режиссеров Эйзенштейна, Пудовкина и др., но чаще экран занят импортным кинотоваром сомнительного качества».

В газете «Луганская правда» публикуют не только киноафиши, но и вот такие материалы: «Американская халтура на рабочем экране. На рабочих и сельских экранах все еще показывают американские картины, содержание которых обычно таково: герой, являющийся олицетворением всех «буржуазных» добродетелей, и уголовный преступник на протяжении нескольких серий гоняются друг за другом, причем то попадают под поезд, то тонут, разбивают друг другу скулы, борются с водопадами, зверями. В финале - неизменный поцелуй героя и героини». Несмотря на всю безидейность и пошлость этих картин, наши культурники усиленно их демонстрируют, преследуя одну цель - потрафить вкусу обывателя-мещанина и как можно больше заработать.

Не лучше ли было бы, если бы наши культработники вместо показа сцен борьбы из-за дамских ножек давали на рабочих и крестьянских экранах художественные фильмы революционной героики и романтики? Надо напомнить всем этим культурникам с торгашескими замашками, что Ильич, говоря о высоком воспитательном значении кино, имел ввиду, конечно, не организацию развлечений для лавочников, а воспитание рабочих и крестьян. Больше культуры в наши кинотеатры!» Что же предлагали взамен?

«С экрана как живой глядит Ильич...

Взамен новая советская власть предлагала фильмы революционно-пропагандистские. В 1925 году в нашем городе даже происходила киносъемка картины «Оборона Красного Луганска», в которой участвовали войсковые части и рабочие организации. Во время съемки были произведены оружейные выстрелы холостыми зарядами, о чем горожан предварительно уведомил начальник гарнизона Полонский.

В то же время в кинотеатре «Красный маяк» показывали картину «Укразия», производства ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление). Это советский боевик. «Картина отражает наиболее интересные эпизоды Гражданской войны - работу подпольных большевистских организаций, грабежи, насилие белых и т.д. Революционный сюжет, трюки, боевые эпизоды скомпонованы очень удачно.

Революционный сюжет картины делает ее близкой рабочему зрителю, а по выразительности она смело может быть поставлена наряду с лучшими заграничными фильмами» (из газеты «Луганская правда»).

Кино по-прежнему, уже и при новой, советской, власти, было недорогим удовольствием. Дореволюционные «Эрмитаж» и «Палас» были отремонтированы и переименованы. Они стали называться «Красный маяк» и «Свет и знание». Таким образом, в 1920-е годы в Луганске было четыре кинематографа: «Красный маяк», «Свет и знание», «КИМ» (открытый в 1920 году) и кинозал в клубе им. Ленина.

Известно, что кинотеатр «Эрмитаж» («Красный маяк») сдавали в аренду. Так, в 1922 г. он находился в аренде у гр. Корниенко, Фрейдензона, Каравачева, но как кинотеатр, скорее всего, в тот год и в следующий он не работал.

Вот что пишет газета «Луганская правда» в 1928 г. про открытие переобустроенного кинотеатра «Свет и знание»: «В четверг, 1 ноября, состоится открытие кино «Свет и знание», в котором будут демонстрироваться научные и детские фильмы. Для открытия кино будет показан игровой мультфильм «Зеленый шум». В течении ноября будут показаны научные картины: «Химическое оружие, химические приспособления и борьба с ними», «Нефть», «Радио», спортивный фильм «Лыжи», детский - «Трое», видовая «Казахстан».

В Луганской правде за 2 ноября 1928 г. читаем, что в «Красном Маяке» анонсируется «уголовно-авантюрный фильм «Жизнь за жизнь»».

6 ноября 1928г. кинотеатры «Красный Маяк» и «Свет и знание» демонстрируют исторический фильм «Документы эпохи». О чем этот фильм? «На экране перед зрителем проходят незабываемые картины. Рвутся фугасные снаряды, тонут броненосцы, Николай II разъезжает по России в поисках популярности у «верноподданных». Это год 16-й.

Февраль. Мелькают фигурки Родзянки, Керенского. Приходит Октябрь. Огнями зажигается Смольный. С экрана, как живой, глядит Ильич, зовущий к борьбе. Зал бурно рукоплещет...

Один документ сменяет другой. Дальше экран рассказывает об исторических субботниках, мирном строительстве, строительстве социализма Польза таких хроникальных фильмов неоспорима. Они заставляют зрителя вновь переживать исторические дни, наполняют бодростью и энергией».

В «Красном Маяке» 17 мая 1928 г. демонстрировалось пребывание афганского падишаха в Москве.

Кроме того, крутили кино и при клубах. В газете «Луганская правда» за 1926 год я прочла: «Печальный вид имеет клуб им. Ленина при заводе ОР во время демонстрирования кино-картин. Возле кассы невероятная давка, очередь не соблюдается, каждый надеется на свои локти и кулаки. Проделываются и такие хитроумные махинации: среди суматохи окошко кассы незаметно окружает компания дюжих «хлопцев», закупивших заранее билеты и не пропускающих никого к кассе через свою цепь. Хочется билет - плати лишний пятачок и получай».

Конечно, кино тогда было черно-белым и немым. Потому, как и везде, в Луганске в кинотеатрах работали таперы. Известный советский поэт- песенник М.Л.Матусовский на заре своей юности подрабатывал тапером. В 1930-е, с появлением эры звукового кино, луганский горсовет решает построить 3 новых звуковых кинотеатра. Но проект не был реализован.

(продолжение следует) 

кинотеатры, кино, история

Previous post Next post
Up