Наш край является регионом со сложным этническим составом населения, при постоянном численном преобладании украинцев.
Глубоко осветить сложные процессы этногенеза нам помогает народная одежда. Именно костюм служит источником, который может быть использован при изучении социально - экономических процессов на разных ступенях развития общества.
Исследователь Армандт писала, что " если бы исчезло всё, и остался бы только женский костюм, то только по нему можно было бы определить этническую культуру прежних эпох".
Сложный процесс заселения нашего края и неоднородный этнический состав населения не мог не отразится на народной одежде. Определённую роль в формировании и развитии традиционной одежды играют не только природно-географические, социально - экономические, но и историко-культурные связи между народами.
Во второй половине 19 - начале 20 веков территория края входила в разные губернии: Екатеринославскую, Харьковскую, Область Войска Донского и совсем небольшая часть входила в состав Воронежской губернии.
Крестьянская одежда нашего края не была однородной ещё и потому, что территорию края заселяли как украинские, так и русские крестьяне. Здесь бытовали различные комплексы женской одежды: соответственно украинская, русская и смешанная.
В типах украинской и русской народной одежды 19 века нельзя не заметить определённых общих черт. Одежду украинки, состоящую из холщовой сорочки и укреплённой на поясе плахты ( дерги, запаски или юбки), можно сопоставить с одеждой великорусской женщины, которая поверх рубахи носила шерстяную понёву. А тип женской рубахи со вставками на плечах, с рукавами и собранным воротом был характерен для всех 3 восточнославянских народов. Узоры на рубахах имеют параллели у этих народов.
Богатая цветочная орнаментация, выполненная крестиком красными и чёрными бумажными нитками, особено распространилась в северо- восточной части Украины, а также у русских Курской, Воронежской и других областей.
(продолжение следует)
буклет, 1993, В.Я. Башкина, сотрудник Луганского краеведческого музея.