тот, кто был на елке

Dec 28, 2021 15:09


 1. ПИАР

Однажды мне довелось работать в одной мутноватой пиар-конторе, бравшей подряды для имиджевых кампаний самого широкого профиля от начинающих политиков до мафиозных ресторанов. Работа, способная заставить разочароваться в человечестве мать Терезу. Одним прекрасным предновогодним утром, меня вызвал начальник. Он задумчиво курил и вглядывался в монитор.

- Старик, нарисовался хороший клиент, занимается благотворительностью, я так понимаю целится в горсовет. Надо бы про него написать хорошую статью и запулить по газетам.

Сказано - сделано. Заказчика надо было поймать на горячем, в то время как он раздает подарки малоимущим детям на благотворительной елке. В холле местного дома культуры действительно стояло роскошно украшенное новогоднее дерево, детей еще не привезли, а вот клиент был уже на месте.

Краснолицый дядечка в дорогом костюме стоял возле ёлки и громко матерился в телефон. Подождав пока он закончит "беседу", я подошел к нему и представился. Заказчик сощурил свиные глазки и дыхнул мне в лицо коньячным перегаром. В принципе мне уже стало все понятно, но я решил все-таки позадавать ему вопросы из чисто антропологического интереса.

- Скажите, Иван Иванович, а какова основная цель вашей благотворительной организации? Этот простой вопрос привел клиента в замешательство. Помолчав, он выдал:

- Ну, это раньше называлось воспитание молодежи в духе революционных идеалов, а сейчас, как же это, мля, о, в православной духовности!



Ободренный удачно найденным оборотом, заказчик еще долго сбивчиво рассказывал о том, как он подарил всем воскресным школам библиотечки, а церквям почему-то - аптечки. На вручение подарков я не остался, а вдруг он опять будет дарить аптечки?

Статью о благодетеле я показал коллеге, текст начинался так: "Возле нарядно украшенной елки, я встретил человека принадлежащего к редкому в наши дни сорту неравнодушных, которым не безразличны вопросы духовности". Коллега покрутила пальцем у виска:

- Ты больной? Тут издевательство торчит из каждой строчки, это не пойдет.

Я улыбнулся:

- Ты не видела заказчика, я знаю, что ему нужно. Пойдет, и еще попросит. Я оказался прав, хозяин аптечек и библиотечек остался доволен текстом, стал нашим клиентом и неизменно требовал, чтобы тексты писал "тот, что на елке был". Впрочем, нельзя сказать, чтобы эта жизненная ситуация прибавила мне оптимизма. Похоже, что я прочно вписался в слой профессиональных лжецов, которых осторожно именуют пиарщиками.

Торговля воздухом, продуцирование вранья, позиционирование пустот - в этот бизнес ушла самая яркая часть моего поколения. Мы ненавидели и презирали заказчиков, и в тоже время жили с ними в странном симбиозе. С нашей помощью они оболванивали обывателей, которых мы тоже не жаловали. Существуя за счет записного вранья, мы обустраивали свой полувымышленный, какой-то инфантильный мирок, с веселой травкой, пьянством, гигабайтами хорошей музыки и фильмов, где демиургом реальности был Виктор Пелевин, учивший, что мир есть череда пустот и иллюзий. Мы осознавали, что поступаем неправильно, регулярно за бутылкой устраивая самобичевания в духе "какие-же-мы-сволочи".


Скоркин Константин Юрьевич. Остаться среди Живых

zhurnal.lib.ru

конечно, это литературный герой, образ.

но все -таки хорошо, что они это тогда понимали.

а то ведь можно понять, но слишком поздно.

Previous post Next post
Up