ПЕРВЫЙ БОЛЬШЕВИСТСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГОЛОВА ЛУГАНСКА

Jan 19, 2010 22:46


Историю творят люди. История нашего края соткана из судеб сотен тысяч личностей, которые жили и работали здесь, в Донбассе. Не о всех из них помнит история, не о всех знают современные “пересічні громадяни”. Но в их биографиях отражалась эпоха. История революции в нашем крае отразилась и в судьбе типичного большевика дооктябрьской закалки, одного из “пламенных революционеров”, первого советского городского головы Луганска А.И.Червякова.

Александр Иванович родился в Луганске около 1890 года. Уже в гимназическом возрасте он стал свидетелем бурных событий Первой русской революции. Поэтому после поступления в 1909 в Военно-Медицинскую академию (Санкт-Петербург), Червяков принял активное участие в студенческом движении: подписывал протест на выступление Пуришкевича в Госдуме, участвовал в похоронах Л. Толстого. Подобная общественно-политическая активность пришлась не по вкусу начальству, и он был исключён. Вскоре Червякову удалось поступить на юридический факультет Московского университета, после успешного окончания которого он работал по специальности в Луганске.

Наступил год 1917. Лубочная картинка “России, которую мы потеряли” куда как далека от действительности. Не от хорошей жизни Донбасские рабочие уже в 1916 так бурно справляли свой Международный праздник 1 мая, что в Луганск спешно прибыл сам Екатеринославский генерал-губернатор. Демонстрации разогнали с применением оружия, забастовщиков массово увольняли. Поэтому Революцию 1917 народ Донбасса активно поддержал. Заработали Советы рабочих депутатов, но, как известно, первоначально руководство над ними находилось в руках умеренных социалистических партий эсеров и меньшевиков. Луганский Совет, например, возглавляли Ларин-Римский, Нагих, Нестеров. Большевики составляли в Совете только 25%. Однако Александр Иванович сразу чётко определил свои политические симпатии и в апреле 1917 вступил в РСДРП(б). Председателем Луганского комитета в то время был избран присланный из центра уполномоченный ЦК Клим Ворошилов, развернувший активную деятельность по обольшевичению населения. И ему это удалось. Уже в мае Ворошилов возглавил бюро Луганского районного совета депутатов, а с 1 июня начал выпускать газету “Донецкий пролетарий”, в редколлегию которой вошел и новый член комитета А.Червяков. По поручению комитета последний вел большевистскую агитацию среди выздоравливающих солдат местного госпиталя, выступал на уездном крестьянском собрании за «революционное единство рабочих и крестьян».

Социальные потрясения всегда ведут к поляризации сил. Июньские события 1917 (массовые антивоенные демонстрации и выступление большевиков в Петрограде) имели своё продолжение в Донбассе. 25 июня в Юзовке (ныне Донецк) большевистская демонстрация была разогнана милицией, местный комитет разгромлен. В Луганске, наоборот, председатель Совета меньшевик Нестеров, выступивший с призывом “держать грудь единения с Временным правительством”, был стащен с трибуны негодующими демонстрантами. Кстати, за несколько дней до этого на заседании Совета Ворошилов, как бывший слесарь, полез на Нестерова с кулаками. Так что нынешние Верхрадовские разборки лишь продолжают традицию. 25 июня на Преображенской площади Луганска выступал и Червяков. Его, как большевика, приветствовали бурными аплодисментами.

Нерешительность Временного правительства в проведении необходимых кардинальных реформ привлекала симпатии народа к радикалам-большевикам. 6 августа на выборах в городскую думу РСДРП(б) получила относительное большинство - 29 мест из 75 (38,7 %) и Ворошилов стал председателем Луганской думы. На этом исследователи обычно ставят точку. А зря. Пост городского головы, остававшийся вакантным после отставки предыдущего - монархиста Васнева - был замещен именно большевиком А.И.Червяковым. 19 сентября произошла большевизация Луганского Совета: РСДРП(б) получила 82 места из 120 (68,3 %). Правда, Ворошилов возглавлял Совет недолго: вскоре председательство перешло к его однопартийцу З. Ляпину. А Червяков занялся решением насущных проблем города: ликвидация последствий весеннего наводнения, организация контроля за распределением продовольствия, ликвидация бандитизма (выпущенные Февральской революцией «птенчики Керенского» устроили в городе уголовный беспредел).

«Октябрьские дни в городе Луганске были обыкновенными днями, похожими на предшествующие дни и сентября и августа 1917»,- вспоминал Ворошилов. «Октябрьские дни в Краматорске не были днями борьбы, а были днями радости и торжества»,- вторил ему А.Чекирисов. И, действительно, бороться было не с кем - к тому времени власть в Донбассе была уже прочно в руках Советов, находившихся под контролем большевиков. И незачем здесь скептически улыбаться: результаты свободных демократических выборов в Учредительное собрание по Донбассу в ноябре 1917 были такие: большевики - 11345, украинцы - 2122 (Луганск); 4740 и 25 (Горловка); 1600 и 0 (Байрак); 27336 и 17 (Харьков). «Украинское движение» в Луганске было распространено только среди железнодорожных рабочих, которых возглавлял некий Горбачев (знакомая фамилия ?). Созданная ими «повитова рада» во главе с командиром 25 запасного полка Малашко была абсолютно безавторитетной организацией и бесшумно распалась вскоре после Октябрьской революции и разоружения солдат. Более серьезной была угроза со стороны казачьего Дона, которому Киевская Центральная Рада от щедрот отвалила земли юго-восточного Донбасса (Макеевку, Красный Луч, Чистяково). Когда сюда стали наведываться казачки Всевеликого Войска Донского, рабочие быстро сформировали отряды красногвардейцев Д.Жлобы, А.Пархоменко, Н.Хрущева, отшивавшие нежелательных гостей. После организации уездного исполкома возникло определенное двоевластие: большевистский горисполком не желал подчиняться ему, как составленному главным образом из беспартийных крестьян, «политическая физиономия которых далеко еще не была определена». Поэтому в марте 1918 было принято «соломоново решение»: учрежден Совет Народных Комиссаров Луганской области, которому оба исполкома передали всю полноту власти. Возглавил его Ю.Лутовинов, а Червяков занял должность наркома внутренних дел (до 1 апреля, затем пост перешел к И.Якимовичу), позже юстиции. Напомним, что промышленный Юго-Восток Украины был оформлен как отдельная Донецко-Криворожская Республика еще 4 Областным Съездом Советов в Харькове 30 января (9-12 февраля) 1918 и тогда же создан СНК ДКР во главе с Артемом, так что пример для подражания у Луганских товарищей был. Возник даже Лозово-Павловский районный СНК во главе с Теплоуховым, подчинявшийся До­нецкому областному. Однако, наступление австро-немецких войск, приглашенных в Украину Киевской Центральной Радой, постепенно вытеснило большевиков. В апреле Харьковский СНК, прорвавшись с боями через Змиев, прибыл в Луганск и слился с местным. В объединенном СНК ДКР Червяков продолжал работу по специальности, сохранив пост наркома юстиции. Наркомат реально работал, провел судебную реформу, введя единые формы судопроизводства.

Под натиском германского рейхсвера украинские советские войска отошли на Восток, началась знаменитая "Оборона Царицына". По инициативе Ворошилова луганчане быстро заняли ключевые посты на Царицынском фронте. Червяков в июне был утвержден лично Ф.Дзержинским на посту председателя Северо-Кавказской окружной ЧК. Он принимал активное непосредственное участие в разоблачении и ликвидации местного антибольшевистского заговора в августе-сентябре 1918, в ноябре 1918 ездил в Москву на совещание работников ВЧК, где Ленин выступал со своим историческим докладом о необходимости союза рабочего класса со средним крестьянством. После восстановления Советской власти на Украине в 1919 Червяков вернулся сюда, работал заместителем председателя Всеукраинской ЧК и членом коллегии НКВД. После окончания гражданской войны, в 1921 он был направлен на партийную работу в Житомир. Послевоенная разруха, как известно, была усугублена массовым голодом из-за неурожая, который поразил обширные территории южной Украины. В 1921 Червяков некоторое время работал в Комиссии по борьбе с голодом в Запорожье. В 1922 Александр Иванович был избран членом ВУЦИК, с 1923 - на ответственной советской работе.

С началом Великой Отечественной войны А.Червяков вступил добровольцем в народное ополчение Москвы, участвовал в боях. Позже находился на службе в штабе тыла Красной Армии, в отдельном управлении 3 Ударной армии, был награжден Орденом Красного Знамени. После войны он в 1947 перешел на преподавательскую работу, выпустил монографию "1917 год в Луганске" и защитил кандидатскую диссертацию по истории. Александр Иванович Червяков скончался в декабре 1966 в Москве.

Простая судьба «рядового революции». Сейчас о нем мало кто помнит. Даже в городском музее хронологический ряд городских руководителей заканчивается его предшественником в 1917 году. А жаль.

yadocent.livejournal.com/49180.html

Люди

Previous post Next post
Up