почти архивная уже

Nov 01, 2021 15:14

Дело чести (из истории Донецко-Криворожской Республики и ее борьбы с немецкими оккупантами в 1918 г)



здание водолечебницы и памятник Далю. фото 2010

Историческая память людей, живущих в Донбассе, и особенно в Луганске, вот уже более 80 лет подвергается основательной "зачистке". Из нее по чьей-то злой воле неустанно удаляются события, которые могли бы принести нашему региону честь и славу. Речь идет об истории Донецко-Криворожской Республики - единственном государственном образовании на территории бывшей Российской Империи, которое оказало мощное и хорошо организованное сопротивление немецким оккупантам в 1918 году, после развала фронта безнаказанно захватившим и грабившим огромные территории.

Вряд ли найдется взрослый луганчанин, который хотя бы раз, идя по улице Петербургской (бывшей Ленина), не прочел бы мемориальную табличку на одном из домов старой одноэтажной постройки, повествующую о том, что в нем жил и работал деятель революции Артем (Сергеев). В Донецке же его именем названа главная улица города, на которой стоит и огромный памятник. В обеих областях есть по городу Артемовску. Но многие ли знают, в чем состояло главное деяние Артема? Почти никто. То же самое и в Донецке. Табличка, как и надпись у памятника, об этом странным образом умалчивает. "Зачистка" продолжается. Но все же...

Немного предыстории



К лету 1917 г. на территории нынешней Украины возникло "двоецентрие". Промышленное левобережье объединялось вокруг Харькова, сельскохозяйственный юго-запад - вокруг Киева. Временный Донецкий комитет административно объединял всю территорию Донецко-Криворожского промышленного комплекса и Новороссию в Екатеринославской, Харьковской, Херсонской и Таврической губерниях. Была создана стройная система Советов Донкривбасса. Киевская Центральная Рада по июльскому соглашению с Временным правительством получала под начало 4 с половиной центральные губернии. Политики того времени рассуждали, что если право на самоопределение было даровано Малороссии, то справедливо в такой же мере предоставить его и Новороссии.

Все изменилось после Октябрьской революции. Центральная Рада торопливо приняла III Универсал, который провозглашал создание Украинской Народной Республики и заявлял о претензиях Киева на территорию Дон-кривбасса.

17 ноября пленум исполкома Советов Донкривбасса решительно осудил притязания Центральной Рады. В тот день Артем произнес свои довольно известные слова о необходимости создания "независимой от киевского центра самоуправляющейся автономной Донецкой области".

Но тут изрядно запаниковали киевские большевики, не сумевшие добиться должного влияния в Киеве. Прибыв в Харьков, они начали длительные переговоры с харьковскими руководителями, не раз апеллируя к центральной власти в Петрограде. Итогом стало провозглашение 25 декабря 1917 г. того, что позже станет УССР, но пока с тем же названием, что и у Центральной Рады, - УНР.

Однако единство было мнимым. Донкривбасс упорно не хотел входить ни в какую Украину, не важно, большевистскую или националистическую. И стоило киевским большевикам Скрипнику, Затонскому, Бому отправиться в Киев после освобождения его революционными войсками, как в Харькове тут же собрался IV съезд Советов Донкривбасса. На нем после жарких дебатов 9-12 февраля 1918 г. была провозглашена Донецко-Криворожская Республика. Председателем ее правительства и главным идеологом се образования и стал Артем (Сергеев), убедивший депутатов в необходимости отделения Донкривбасса от УНР - республики отсталых аграрных регионов, основанной на национальном, а не на экономическом принципе. Поэтому неудивительно, что ДКР сразу же оказалась неугодной киевскому правительству во главе с большевиками-украинизаторами Скрипником и Затонским, враз лишившемуся половины территории и почти всей промышленности. Вышеназванные товарищи начали активные интриги, завалив Москву жалобами и доносами на правительство Артема, которые три месяца спустя достигли своей цели, и ДКР по настоянию Ленина и Свердлова была ликвидирована. Но эти три месяца останутся в истории навсегда!

Подвиг

Киевская Центральная Рада, погрязшая в склоках и сочинении бумаг, которые кроме них самих давно никто не читал, после изгнания из Киева успела совершить большую гнусность. Это подписание в Бресте документа об оккупации, дающего право (правда, непонятно на каком основании) немецкой армии занять территорию, равную ее собственной стране, и отнять у проживающего там населения более половины урожая. А еще уголь, железо, паровозы для их доставки, корабли...

В марте 1918 года немцы победоносно движутся по всей Украине. Конечно, везде - от Волыни до Полтавы - возникают очаги безуспешного сопротивления, но это лишь агония жертвы.

И Москва тоже связана по рукам Брестским договором. О нашем крае Ленин пишет: "Что касается Донецкой Республики... она, судя по географии Винниченко, все равно будет включена в Украину, и немцы будут ее завоевывать".

Но в ДКР настроены серьезно и решительно.

В послании "Всем! Всем! Всем!" от 4 марта (экстренный выпуск газеты "Донецкий пролетарий") правительство ДКР клеймит позором продажную и предательскую политику Центральной Рады, пригласившей оккупантов, и призывает к вооруженной борьбе с ними. Эта борьба заранее обречена, но тем большое восхищение и преклонение она вызывает. Стоять до конца за родную землю - дело чести! Патриотический порыв в Екатеринославе. Харькове. Юзовке, Луганске, Дебальцево и сотнях других рабочих и шахтерских поселков Вчерашние дезертиры десятками тысяч отправляются добровольцами на фронт Численность армии, получившей имя Первой Донецкой, достигает 50 тысяч бойцов Несмотря на изоляцию и острую нехватку сырья, поднимается военная промышленность; Луганский патронный завод работает круглосуточно. Немецкие авангардные части почти везде разгромлены и отброшены: под Екатеринославом, Полтавой. Под Конотопом немцев атакует и обращает в бегство луганский бронепоезд, только что построенный на заводе Гартмана. Но немцы стягивают на Левобережье крупные резервы, даже снимая дивизии с западного фронта во Франции. Разворачивается сражение за Харьков, который немцы не могут взять почти месяц - до середины апреля. В это время в тылу идет организованная эвакуация промышленности и ценностей - настоящая репетиция героической эвакуации 1941 года! Последний бой войска ДКР. в том числе и полки луганских рабочих-добровольцев, дали под Родаково и Старобельском, а после еще два месяца пробивались с боями к Царицыну, пройдя насквозь Донскую армию генерала Краснова. Немалой кровью дошли немцы до тех рубежей, которые нарисовали себе на карте генштаба!

И помня все это, как обидно, что жители Донбасса и всего востока Украины, луганчане (а Луганск был последней столицей ДКР) поистине преступным образом лишены одной из ярких и символичных страниц своей новейшей истории! О ДКР ни слона не сказано в школьных учебниках истории Украины, более того - о ней не знают даже профессиональные историки! Наверно, слишком неприглядно выглядела бы Центральная Рада на фоне краткой и поистине героической истории ДКР. Но не будем же и мы иванами, не помнящими родства. Преклонимся перед подвигом и мужеством наших земляков.

Виталий ДАРЕНСКИЙ.

Дело чести (из истории Донецко-Криворожской Республики и ее борьбы с немецкими оккупантами в 1918 году) // Жизнь Луганска, 2003. - №7(634), С. 13

История Луганского края, История

Previous post Next post
Up