Барон на огненной телеге: как фон Унгерн пытался победить большевиков с помощью буддизма
Интервью с Леонидом Юзефовичем
gorky.media
- Сам Унгерн говорил, что в Азиатской дивизии служило «17 национальностей». Насколько я могу судить, верующим, во всяком случае - глубоко верующим, человеком он не был, но к любой религии относился с уважением. Буддизм особенно его интересовал. Впрочем, и сейчас тысячи европейцев приходят в буддизм не только за новыми ощущениями, но и за новой картиной мира. Я бывал в Дхарамсале, резиденции Далай-ламы XIV в Индии, в штате Химачал-Прадеш, - там то и дело на улицах и в монастырях попадаются люди с европейскими лицами, но в тибетской одежде. В начале ХХ века буддизм тоже был моден.
Отчим Унгерна, барон Гойнинген-Гюне, дружил со своим соседом по имению в Эстляндии, бароном Кайзерлингом. Сын последнего,
Герман фон Кайзерлинг, детский приятель Унгерна, стал известным мыслителем и публицистом, совершил большое путешествие по Индии, Китаю, Корее и Японии. В 1919 году его книга об этом странствии, «Путевой дневник философа», по популярности соперничала в Германии с «Закатом Европы» Шпенглера.
Так вот, во время Первой мировой войны Кайзерлинг решил уехать в Корею и стать там буддийским монахом. Замысел не удался, но показательно само намерение.
Тут заметна разница между друзьями детства: Унгерн воспринимал буддизм как воинствующую религию, способную противостоять коммунизму и обновить буржуазное общество, а Кайзерлинг, наоборот, - как ответ обезумевшему в военном угаре христианскому миру. Вряд ли Унгерн читал «Дхаммападу» или другие тексты буддийского канона, для него это прежде всего была религия чудес.