Фотографы Луганска конца XIX - начала XX века

Oct 21, 2008 19:35


Фотография - это часть нашей памяти.
Каждый снимок неповторим. Передавая дух того времени, фото помогает нам живо представить минувшее, сохранить память о своих предках, узнать об их прошлом, воссоздать их неповторимый социальный портрет, передать их внешний облик и тот колорит, который всегда отличал жителей нашего края. Однако снимки - это не только люди, это история страны, города, села.
Владельцы луганских фотоателье были выявлены в результате изучения паспарту - картоны бежевого или серого цвета, на которые наклеивались фотографии. На них все: фамилия, имя, отчество владельца фотографии, а также местонахождение. Кроме того, на паспарту награды за мастерство, а также реклама: "увеличение портретов", "скидка уч-ся" и др. А еще на паспарту принято было изображать мольберт и кисти, фотоаппараты, растительный и цветочный орнамент как украшения. Иногда были сведения, где изготовлено паспарту.

Паспарту через сеть фотомагазинов и складов фотопринадлежностей можно было заказать, магазины имели прейскурант, пользуясь которым можно было приобрести фотокамеры, объективы, лампы для вспышек маг-ния, краски для раскрашивания, фотобумагу, картон, рамки, виньетки, химические реактивы и другое. Иногда для начинающих организовывали обучение технике фотографирования прямо при магазине.
Опытные фотографы выполняли в ателье самые разнообразные виды работ: изготовление индивидуальных, парных, групповых фотопортретов, ретушь, фотомонтаж, увеличение портретов до желаемой величины.
Известно, что фотографы работали и на металле, фарфоре, стекле, шелке, атласе[1].
Фотоателье Семена Ильича Уманского находилось на углу улиц Казанской и 11-й линии (там теперь кооперативная обувная мастерская «Башмачок» (1991г.)). Ателье пользовалось необычайной популярностью. Уманский наклеивал свои фотографии на именные паспарту с золотым тиснением «Фото С.И. Уманского».



Ф.1. Фоторабота С.И. Уманского в Луганске



Ф.2. Фоторабота С.И. Уманского в Луганске



Ф.3. Паспарту фоторабот Юхнова
Семен Ильич был человеком зажиточным, любил свое дело, любил своих учеников. Городская легенда гласит, что это он выучил фотоискусству Льва Матусовского - отца известного поэта Михаила Матусовского и дал ему денег для того, чтобы завести свое дело[2]. Также одним из учеников Семена Уманского был Павел Флейтман [3].


Ф. 4. (предположительно) Фотограф Семен Уманский (3-й справа) с учениками. Среди учеников - Лев Матусовский (3-й слева), рядом Павлик Флейтман. Начало XX ст.

Открытое в 1910 году на Петербургской улице в доме Рейна фотоателье Л. Матусовского впоследствии стало тоже очень популярным. В семейных альбомах многих луганчан до сих пор хранятся фотографии их предков на картонных паспарту с фирменным знаком "фотография Матусовского".



Ф. 5. Фоторабота Л.М. Матусовского в Луганске



Ф.6. Паспарту фоторабот Чуюна

В конце XIX - начале XX столетия в Луганске трудились и другие фотографы.
К сожалению, о фотографе С.Чуюне мы знаем мало. Паспарту, на которые наклеены его фотографии, указывают на то, что его мастерская находилась по ул. Пушкинской. В 1894 году он удостоен похвального отзыва на выставке в Одессе, а в 1905 году - большой золотой медали в Париже и высшей награды - Гран-при. Его фотографии удивительно светлые, с голубоватым фоном.
Фотографии С.Чуюна в большинстве своем семейные: дети с мамами, бабушки с внуками... Много снимков, где изображены большие семьи с главой семейства в центре, рабочие промышленных предприятий [1].



ф.7 - паспарту Френкеля
По Казанской улице в доме Бровкина, напротив Азовско-Донского банка [3], трудился еще один известный фотограф - Гр.Л. Юхнов. На паспарту его фото надпись: «Удостоен медали на выставке в Лондоне», а в самом низу - 6 медалей (аверс и реверс), которыми был награжден Гр. Л. Юхнов. Эти меда-ли были у него уже в 1902 г. Именно Гр. Юхнов в 1901 году был приглашен на завод Гартмана запечатлеть выпуск сотого паровоза и людей, которые трудились над его созданием. Позже за высокое качество фотографий Гр. Юхнов получил еще пять медалей на разных выставках [3].
Имя еще одного луганского фотографа: Ф.Сафронов. Его мастерская располагалась по ул. Пушкинской, реклама сообщала: "Учащимся и железно-дорожным служащим скидка. Негативы сохраняются". На паспарту обращают на себя внимание три медали, которыми был отмечен фотограф на всероссийских выставках [1].
Еще два имени: А. Малиновский и М. Френкель. Фотограф А. Малиновский трудился на улице Екатеринославской в доме рядом с магазином Шахновича, а М. Френкель - на улице Казанской рядом с Азовско-Донским коммерческим банком. Оба фотографа имели награды и своих клиентов [1].



насчет этого фото было много споров. вот версия, которая верна с вероятностью 99 %. https://frankolive.wordpress.com/2020/06/24/%D0%BF%D0%BE%D1%88%D1%83%D0%BA%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%86%D1%96%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8E-%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D1%96%D0%BD/?fbclid=IwAR3_59D4NyUhywCHgNiNgM_89HL-WbLTG7SVkMjqkiueqf0-GOXjSuX7bDM

коротко говоря такая версия: что в начале 20 века в моду вошла городская одежда в псевдонародном стиле.

МОДА І ТРАДИЦІЯ: ЕТНОСТИЛЬ У МІСЬКОМУ КОСТЮМІ (загадка світлини сестер Хоружинських)

© Оксана КОСМІНА Кандидатка історичних наук, старша наукова співробітниця Інституту народознавства НАН України     Ім’я Ольги Хоружинської відоме переважно завдяки тому, що 1886 року вона одру…

FRANKOLIVE.WORDPRESS.COM

У каждого фотографа были ретушеры. Антон Шнабль - не то немецкий латыш, не то латышский немец - работал ретушером у Матусовского. Тоненькой кисточкой с тушью незаметно он проходился по негативу, скрадывая все недостатки, убирая с лиц следы времени, делая людей помолодевшими. Если, к примеру, клиент торопился и попал к фотографу, не успев побриться, Антон Шнабль мог "побрить" его на снимке и привести в порядок за несколько минут.
Фотография быстро развивалась не только в городе Луганске, но и на шахтах, рудниках. Пример тому - "Фотография Д.П.Брусиловского" в Лозовой-Павловке [1].

1. В. Башкина. Листая старый альбом // Жизнь Луганска. - 2002. - №37(610). - С.9
2. С. Елина. Фотограф Уманский // Жизнь Луганска. - 1991. - №36. - С. 5
3. Башкина В.Я. Привет из Луганска. История Луганска на почтовых открытках и фотографиях /В.Я. Башкина, А.И. Поболелов, Ю.С. Сумишин. - Луганск: Издательство "Максим", 2007. - 128 с.

фотографии, Старинные фотографии, Культура

Previous post Next post
Up