История луганских храмов. часть вторая

Feb 24, 2021 15:36


начало- https://shusek.livejournal.com/310084.html

Безбожники: «октябрины» вместо крестин



фото 2009 года. Храм в честь Святого Александра Невского

С приходом новой, советской, власти начались гонения на церковь. И если в 1917-1918 годах власть милостиво разрешила верующим построить две новые церкви в Луганске - Вознесенскую и Троицкую (в Камброде), то очень скоро стало понятно: это лишь отсрочка «приговора».

Вознесенская церковь открылась в Малой Вергунке в 1917 году. Еще в 1911 году проект новой церкви в Малой Вергунке был составлен луганским архитектором Маршем и одобрен губернским архитектором Ф.Ф. Булацелем. Незадолго до Первой мировой войны жители Малой Вергунки приступили к постройке каменного храма по составленному проекту. Но из-за того, что цены на материалы и рабочие руки во время войны «взлетели», построение храма было приостановлено. Вблизи неоконченного здания церкви стали строить временный молитвенный дом, который был рассчитан на 300-400 молящихся.

Постройка молитвенного дома производилась самым простым способом. Фундамента не было. В землю забивали столбы. С двух сторон столбы обшивали досками. Свободное пространство между ними засыпали землей. Рассчитывали на то, что здание будет служить короткий срок.



Сверху здания была надстройка для колокольни с тяжестью 400-500 пудов на 6 колоколов. Рядом с молитвенным домом была построена сторожка, к которой позднее были пристроены две комнаты. Пережив годы гражданской войны, смутные 1920-1930-е годы, церковь оставалась в этом же здании, а оно держалось так долго лишь только потому, что церковный совет и настоятель ежегодно проводили ремонт. Внутри красили стены, потолок, окна. Снаружи стены старались обкладывать кирпичом, железную крышу красили, поддерживали в надлежащем виде колокольню. Также постоянно подновляли иконостас и поддерживали в порядке церковные книги.



купола Свято - Владимирского собора. Фото автора. Год 2010

Для ремонта церкви приглашали крестьян из Большой Вергунки. Делали ремонты обычно постепенно, «на сколько хватает церковных средств». А для приобретения средств после каждого богослужения проводили кружечный сбор. Конечно, власти не собирались давать разрешение на строительство нового здания церкви, а потом и вовсе забрали у общины строительные материалы. Они пошли на постройку школы.

В октябре 1933 г. газета "Луганская правда" призвала закрыть молитвенный дом в Малой Вергунке. В ноябре 1933 г. Союз воинствующих безбожников (организация, действовавшая на просторах всего СССР - Авт.) организовала сбор подписей, во время которого активисты прибегли к угрозам и шантажу. Тех, кто отказывался подписаться, запугивали увольнением с производства, лишением продовольственного пайка, занесением в "черные списки", непосильным налогообложением. Дети родителей, которые не подписались, в школе подвергались притеснениям со стороны учителей. 29 декабря 1934 президиум горсовета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял решение закрыть Вознесенскую церковь и оборудовать ее под киноклуб. Верующие, как могли, защищали свою церковь, но все было тщетно. В 1935 году Вознесенская церковь была закрыта. Само здание как непригодное к использованию было снесено, а 6 колоколов снято с колокольни и переплавлено.

Всем было понятно, что процесс физической ликвидации материальной стороны религии, идущий по всей красной империи, не остановить. Механизм отличался лишь деталями.

Схема уничтожения храма включала несколько этапов: агитация среди населения за закрытие храмов, пропаганда безбожия, надуманный предлог для закрытия храма, официальное решение о закрытии, снятие крестов, колоколов, опись и конфискация имущества, особенно икон с золотыми и серебряными окладами (если, с точки зрения варваров, иконы не имели исторической ценности, ими отапливали помещения горсовета), ну, и, собственно, разрушение - когда храмы взрывали либо разбирали по кирпичику.



В современном Луганске в каждом районе городе есть несколько церквей

Серебряные и золотые изделия из церквей сдавали в отделение госбанка; латунь, колокольная бронза и другой металл отправлялся в контору «Металлолом», прочая утварь поступала в распоряжение райисполкомов.

При более мягком сценарии - в храмах устраивали склады, или, вот, как в Петропавловской церкви Луганска - кинотеатр с красноречивым названием «Безбожник», в котором шли пропагандистские фильмы.

Предлагалось продвигать гражданские похороны вместо панихид, «красные» свадьбы вместо венчаний, «октябрины» вместо крестин. Каждый год во время Пасхи обязательно устраивались «воскресники», дети посещали школы, участвовали в глумливых антипасхальных парадах и шествиях.

К 1930 году в Луганске были закрыты ВСЕ храмы имевшихся конфессий. К этому сроку, правда, не успели снять кресты с Преображенской и Петропавловской церквей. Однако эту «недоработку» быстро ликвидировали. Снятие крестов с церквей предпочитали проводить 6 ноября, аккурат к празднованию годовщины октябрьской революции.

В Луганске под Молох большевизма попали Георгиевская (Малая Вергунка), Троицкая (Камброд), Воскресенская (Кладбищенская), Алексеевская (при тюрьме) церкви, а также другие культовые учреждения. До наших дней, кроме вышеупомянутой Петропавловской церкви, сохранилось лишь здание синагоги на пересечении улиц Т.Г.Шевченко и А.С.Шеремета (ныне -МЧС).

Предлоги для закрытия храмов варьировались. Так, Преображенскую церковь на Гусиновке взорвали под видом работ по прокладке первой в городе трамвайной линии. Трамвай в Луганске пошел 1 мая 1934 года, а Преображенской церкви уже не было. Остался только ее «сосед» - Дворец культуры имени В.И.Ленина.

В 1935 г. были разрушены Казанская и Свято-Никольская церкви. Все иконы и церковная утварь пошли на отопление зданий окружного исполкома, горсовета и окружного совета СВБ. Колокола весом 5668 кг были сданы в Рудметаллторг.

Но здание Казанского храма строилось на века - стены от взрыва рухнули, а фундамент остался. Теперь церковь планируют отстроить вновь*. Осенью 2007 г. место стройки освятил митрополит Иоанникий.

Примечательно, что в 1935 г. Совет воинствующих безбожников собрал 50 000 подписей за закрытие Казанской, Воскресенской церквей и синагоги.

Газеты и заборы пестрели лозунгами: «Выбирай - колокола или телефон и радио? Меди нет на провода - мы добудем ее на колокольнях!» И добыли. Причем, бесплатно, и в таком количестве, что голова идет кругом. С одной только Преображенской церкви собрали 2350 кг колокольной меди, 360 кг латуни, 39 кг бронзы, 230 кг железа. А ведь были и другие храмы…

Утешение страждущим

После Великой Отечественной войны в Ворошиловграде верующим разрешили построить новый храм.

Епископ Никон - человек, благодаря которому в 1951 году в городе построили Николо-Преображенскую церковь. Власть поставила условие: храм будет находиться в частном секторе вдали от многолюдных улиц.

Николо-Преображенскую церковь, названную так в память о разрушенных Николаевском и Преображенском храмах, построили на улице Интернациональной, 107 ( бывший район Гусиновка). Церковное здание 15 февраля 1951 года освятил епископ Никон. В торжественном богослужении приняли участие около 40 священнослужителей из Ворошиловградской епархии и церковный хор, прибывший из Одессы. На освящении присутствовали около 2 тысяч верующих.

Удивительна судьба епископа Ворошиловградского и Донецкого Никона (Петина)! Он проводил службы во многих церквях послевоенного города. А ведь к тому времени владыка уже успел ощутить на себе всю «любовь» большевистской власти, его арестовывали в 1932 году....

На сегодняшний день Николо-Преображенская парафия является одной из самых мощных в области. В 1989 г. был построен церковный дом. В 1995 г. сооружена часовня во имя преподобного Никона, игумена Радонежского, небесного покровителя уважаемого луганчанами архиепископа Ворошиловградского Никона. Под руководством протоиерея Богдана Федькова проведена капитальная реконструкция храма. В 1999 г. возведены колокольня и купола. Церковь облицевали кирпичом. В настоящее время в приходе действует воскресная школа.



Николо - Преображенская церковь. Фото 2010

Православие сегодня

Многие верующие «выбирают» для себя по соседству с их домом один храм, который посещают, исповедаются батюшке, освещают на Пасху куличи. И не знают, что в их городе и другие храмы, в том числе, и других конфессий. В Жовтневом районе это - греко-каталический храм, римский костел.*

Православные храмы, перечислены не все: Владимирский кафедральный собор, Свято-Александро-Невский храм, Свято-Николо-Преображенский собор, Храм Ксении Петербургской (квартал Якира), Свято-Георгиевский храм (улица Серова, 170. Большая Вергунка), Церковь во имя Иоанна Златоуста (каменная церковь построена возле Восточного базара), Свято-Вознесенская церковь, Малая Вергунка.

Конечно, если Вы спросите у своих знакомых, какие церкви Луганска они знают и посещали, скорее всего Вам ответят: Свято-Владимирский собор. И это неудивительно. Здание грандиозных размеров. Является на сегодняшний день одним из крупнейших культовых сооружений юго-восточной Украины. Вмещает более 1, 5 тысячи прихожан.

Построенное на высоком, открытом месте, это красивое величественное сооружение видно издалека. Собор воздвигнут в честь Святого равноапостольного князя Владимира. В плане собор представляет собой крест размерами: с востока на запад - 51 м, с юга на север - 44 м. Высота его от уровня планировки до верха центрального креста - 9 м., количество куполов - 15.

Первые богослужения отправлялись в оборудованном под молельню строительном вагончике с 1992 г. 9 апреля 1993 предстоятель УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Владимир Сабодан освятил место возведения Владимирского кафедрального собора.

В мае 1995 г. по проекту епархиального архитектора А. Бондарева начато сооружение храма. Открыт в 2003 году. На территории возле Владимирского собора находится церковь Св. Великомученицы Екатерины. Престол великомученицы Екатерины освятил архиепископ Иоанникий 7 декабря 1997 года.

Так же на территории церкви установлен памятник Андрею Первозванному. В декабре 2003 г. в храме находилась икона Божией Матери "Всецарица" крестный ход с которой в рамках социального служения церкви прошел через все областные центры. Этот чудотворный образ, список которого был написан афонскими монахами, по убеждению православных, наделен благодатью исцеления от онкологических и других заболеваний. Настоятелем собора вот уже много лет является протоиерей Владимир Конончук.

Второй храм, построенный в городе по проекту архитектора А. Бондарева, назван в честь святого Александра Невского. Находится по ул. Буденного, на территории Университетского парка ВНУ. Церковь построена в 2000-2003 гг.. Архитектурный ансамбль Свято-Александро-Невского храма отличает строгая простота и величие, а голубая окраска придает зданию эффект легкости, устремленности в небо. К парадному входу ведет высокая лестница. Под ней, на нижнем ярусе, размещен храм святой блаженной Матрены Московской. Известная в Москве в первой половине ХХ в. христианская подвижница Матрена была праведницей, исцеляла людей, проповедовала Евангелие. Храм украшают 6 куполов и звонница; общая площадь его 306 кв. метров.

Церковная жизнь продолжается.

===========

* опубликовано в 2011.

Архив, фотографии, История Луганска, религия

Previous post Next post
Up