Недавно перечитывала Лавкрафта. Это были рассказы об Америке ХVIII-ХIХ веков, пропитанные мистикой и ужасом. Старинные дома и особняки из его историй будто имеют свою особую ауру, атмосферу, если хотите, даже душу, способную пагубно влиять на человека.
Тоже касается и городов. Одни наполнены солнцем и радостью, другие, наоборот, злобой и злостью. В принципе, идея не нова. «Но к чему нам эти литературные байки?» - воскликнет пытливый читатель. Да просто к тому, что я собираюсь рассказать о нашем Луганске сквозь призму как раз вот таких лавкрафтианских мотивов. Мысль написать подобный материал автору пришла в голову в месте необычном - возле могилы А. Пархоменко. А совсем рядом, по ул. Ленина есть здание в совершено лафкрафтианском стиле, и тоже старинное. Оно, увы, недавно, пострадало от пожара, и прежние «жильцы» - врачи и их пациенты - там более не обретаются. Во дворике царит запустение, валяются брошенные кирпичи, битое стекло, а на проходящих мимо пешеходов и посетителей «Гостиного двора» сыплется штукатурка. Все дышит тленом, сыростью, пылью... Уверена, Вы сами иногда (или часто) ходите там. Так что легко вспомните, о чем идет речь.
Оттого, что история Луганска - вообще дело темное (в смысле, малоизученное), - мне не удалось обнаружить мало-мальски приличную horror story в дореволюционном прошлом города. Может, и к лучшему, что не было у нас своих Джеков-Потрошителей, Голема, оборотней, вампиров, привидений и прочей нечисти.
Так уж случилось, что все известные ужасы происходили в нашем городе в советское время: разграбление и уничтожение кладбищ, расстрелы жителей (в 1930-е и 40-е гг.). Возможно, из-за разрыва исторических связей страшные и таинственные происшествия просто не дожили до наших дней? Может, в кладовых Вашей памяти хранятся истории в стиле «Вечеров на хуторе близ Диканьки», рассказанные прабабкой или дедом?
Где в Луганске первый музей обосновался?
Итак, в путь. Выступаем в наше пешее литературное путешествие по старому Луганску из Успенского сквера (ныне - сквер Революции около областной филармонии). Сто лет назад здесь находилась Успенская церковь (и давшая название скверу). В 1901 г. в честь торжественной закладки сквера при большом стечении народа состоялся молебен. Могли ли тогда люди представить, что пройдет лишь 25 дет, и храм будет разрушен, а, сквер «украсится» идолом вождя красного террора В. Ульянова? (Впрочем, убрать его оттуда, восстановив историческую справедливость, никогда не поздно).
Интересно, что даже коренные луганчане часто не помнят: в этом сквере есть могилы видных революционеров-большевиков (А.Пархоменко, И. Алексеев-Кум), участников партизанского подполья времен Второй мировой войны.
В таком соседстве находится не только ремонтируемая нынче филармония, но и СШ № 2. Всегда ли в этом здании было учебное заведение? Нет, ответят краеведы и будут правы. В начале XX века здесь располагалась Славяносербская земская управа и земская почта. Любопытствующие субъекты вроде меня могут пройтись к школе и прочесть текст, выбитый на мемориальной доске: «В цьому будинку містилась луганська пошта, через яку луганські більшовики в 1902-1903 р.р. нелегально розповсюджували ленінську газету «Искра». Можно подумать, что почту строили специально для нелегальных занятий однопартийцев Ильича.
открытка 1913 года.
Вспоминают ли хоть изредка ученики этой школы, в каком здании проходят их школьные годы? Историческое строение с хорошей «родословной». Согласитесь, что старинная почта вряд ли обладала плохой аурой. Что ж, не всем луганчанам повезло так, как ребятам из СШ № 2. Но об этом - позднее. Будем «держать интригу».
здание казначейства. Сохранилось до наших дней. Расположено напротив СШ 2.
Рядом со школой - красивый особняк, в котором сейчас размещена водолечебница. Здание это - едва ли не самое старое в городе, построенное в начале ХIX века в античном стиле, резко, контрастирует с окружающими его современными «уродцами» из стекла и бетона. Изначально в нем располагалось Горное ведомство, управлявшее рудниками и шахтами края. В нем же был самый первый музей Луганска - минералогический.
здание водолечебницы и памятник Далю. фото 2010
Бурные события революции оставили свой след и на этом особняке. Мемориальные доски любезно сообщают нам, что в феврале-марте 1918 г. здесь находился Луганский Совнарком (для тех, кто подзабыл - это такой руководящий орган - совет народных комиссаров), а в марте того же года - еще и штаб организованной К.Ворошиловым 5-й армии.
Изначально сама улица, на которой находится водолечебница, называлась Английской. Здесь селились инженеры-англичане, приехавшие вместе с Карлом Гаскойном на строительство литейного завода. Сейчас это улица имени В.И.Даля. В доме №12 есть музей нашего знаменитого земляка. Согласно, легенде именно здесь родился составитель живого великорусского словаря.
В этом доме приятно было бы жить: красивая, мебель, камин, пианино, на котором играл Даль, статуэтки... И безусловно, витает дух самого писателя, человека веселого, умного, удачливого.
Фактически Английская была первой улицей нашего города, ведь рядом расположен знаменитый литейный завод, давший толчок к развитию Луганска. На ул. Английской в начале XX века располагалась одна из женских гимназий - гимназия Чвалинской.
Дворянское гнездо начала века
Если мы пройдемся далее, вдоль Сада имени Первого Мая то выйдем к Натальевскому переулку. Он назван в честь супруги одного из луганских градоначальников - Вербовского. В переулке увидим особняк, в котором в наши .дни располагается редакция газеты «Жизнь Луганска». Но совсем не газетный, а дворянский дух витал тут лет эдак сто назад, когда он был особняком предводителя уездного дворянства, коннозаводчика С.М.Ильенко. Правда, назвать именно этот дом «дворянским гнездом» было бы не совсем верно. Ведь у Ильенко было еще родовое поместье в селе Макаров Яр.
Стоит мне закрыть глаза, как перед мысленным взором проплывают величавые и статные красавцы и красавицы. Вечерами они собираются в. гостях у семьи Ильенко, ведут светские беседы, играют в карты, ужинают... Благородные фамилии нашего города - Розалион-Сошальские (на их гербе изображены Роза и Лев), Унгерн-Штернберги, Вербовские... Таких нет теперь! Перевелись. Кто-то из них успел эмигрировать, кого-то попросту расстреляли, кто-то закончил свои дни в безвестности или приспособился к новой советской власти, не оставив потомкам ни малейшей толики старорежимного шарма и благородства. Символично, что дом Ильенко в 1918 г. превратился в постоялый двор для местных и залетных анархистов. Они бойко опустошали помещичий погреб с огурцами и вином.
Nota bene: впрочем, чего это я грешу на анархистов - ныне в доме Ильенко витает совсем не дух анархии и свободы. Скорее, дух канцеляризма. Так что попытка основывать в Луганске «дворянские гнезда» - предприятие весьма сомнительного толка. Это искреннее, хотя и субъективное мнение автора.
Я закрываю глаза, вижу и слышу дореволюционный Луганск: вот проехал чей-то экипаж, подняв за собою облако пыли, вот бегут смеющиеся гимназисты. Рядом вышагивает пожилой господин в мундире статского советника (важная птица для уездного городка!), бредут, оглядываясь по сторонам, крестьяне из окрестных сел. Лето... Пахнет поспевшими вишнями, яблоками...но пинок прохожего и гудок проезжающего авто разбивают мое хрустальное видение вдребезги. Я снова в пыльном, асфальтовом, бензиновом городе. Где ты, прежняя уездная идиллия? Нет ее.
Что ж, продолжим наше пешее знакомство с двумя Лугансками - прежним и современным - на улице имени Ленина. Табличка на доме подсказывает всем, что прежнее, дореволюционное название улицы - Петербургская. Она была главной улицей города достаточно долго - не менее 70 лет.
реклама из книги "АдресЪ- календарь в кармане. Луганск. 1912"
Не хватит и 4-х газетных полос, чтобы перечислить все заведения, которыми пестрела эта улица до 1917г.: кинотеатр «Экспресс», гостиницы «Россия», «Париж», ресторан «Арарат», дом Тумасовых, где также любили собираться дворяне, парикмахерская Мизгальского, книжные и писчебумажные магазины еврея Дворкинда и его конкурента, малороссиянина Годенко; аптека, ювелирные и часовые мастерские, книжно-газетные киоски - чего только не было на Петербургской! Старожилы вспоминают, что по тенистой стороне улицы принято было ходить лишь людям богатым и солидным, потому эта. сторона называлась «рублевой», а рабочие и их дети должны были ходить по другой, «солнечной». Из-за нарушения этого правила среди детворы даже возникали драки. А еще были на улице модно-мануфактурный магазин Грудинина, мебельно-зеркальный магазин Кумана, зубоврачебный кабинет, кондитерская братьев. Келеевых и полицейский участок.
На Петербургской улице располагалось и ателье известного, в городе фотографа Льва Моисеевича Матусовского. Родом он был из Воронежской губернии. Из мещан. Приехав в Луганск подростком, стал учиться мастерству изготовления фотографий и вскоре открыл свое ателье, пользовавшееся огромным спросом. Один из сыновей Льва. Моисеевича - знаменитый советский поэт-песенник Михаил Матусовский. В одном из своих стихотворений он так опишет дореволюционный город: «Луганск разделялся на много частей и поселков, центральная часть - Петроградская, угол Вокзальной - считалась богатой. Здесь был магазин Локтюшова, купеческий клуб и уездный военный начальник, пожарная часть и газета «Уездные вести», судья, полицмейстер и доктор по женским болезням. А дальше был край, называемый Каменным Бродом; страна глухарей и кривых глинобитных землянок. Страна паровозостроительных, трубных, прокатных...» (М. Матусовский, К. Симонов, из книги «Луганчане», М., 1939 г.)
Впрочем, автор несколько погрешил ради красного словца - в приведенном тексте смешаны описания, двух улиц - Петербургской и соседней - Казанской (ныне Карла Маркса). Именно на последней находилась Городская дума (сейчас - Музей истории и культуры г. Луганска), во дворе которой располагалась пожарная часть. Свой первый этаж Дума сдавала магазину Браславского. (торговавшему граммофонами и велосипедами) типографии Житомирского.
На Казанской же располагалось любопытное заведение - Амбулатория общественного пособия, бедным евреям, а еще - Азовско-Донской банк. Здание это сохранилось до наших дней, и сейчас в нем тоже банк, только другой - Проминвест. В начале XX. века Азовско-Донской банк приютил у себя Городскую общественную библиотеку. Напротив банка было фотоателье Юхнова и редакция журнала «Южный Израиль». Как и на Петербургской, здесь не обошлось без магазинов: колбасные, гастрономические магазины Ноткина и его конкурента Горчаковскаго, оптово-розничный склад папирос, салон корсетов, чуть далее - фотомастерская. С.Уманского, учителя Л.Матусовского.
В 1930-е годы именно на этой улице, жил родной.брат знаменитого советского писателя Бориса Горбатова - Владимир. Здесь же В.Горбатова, видного комсомольского вожака своего часа, арестовали (чуть позже расстреляли). Поговорим о репрессиях?