Михаил Матусовский

Apr 01, 2009 06:31


В нашем городе родился Матусовский. Сколько статей, материалов, публикаций, ему посвященных, увидели свет во всесоюзной и луганской прессе! Только ваш покорный слуга является автором трех очерков о Михаиле Львовиче. Так что, когда редактор обратился ко мне с предложением: «Напиши о Матусовском! Ты же у нас известный матусовед», я огорчилась и обрадовалась одновременно. Обрадовалась, потому что меня поставили в один ряд с пушкиноведами, далеведами... А огорчилась, ибо трудно раскопать или написать что-нибудь новенькое, свеженькое и сенсационное об этом человеке. Все ужу писано-переписано... Ну, не заниматься же компиляцией! Однако, стоп, сказала я себе. Попробуй сочинить так, как не сочинял о поэте никто, включая тебя. Поломав денька два голову, я поняла, КАК и ЧТО следует писать о человеке, чьи песни очаровали весь Советский Союз, да и весь мир! Думаете, преувеличиваю? Отнюдь. Недавно киевские студенты сняли любительский фильм о своих путешествиях, показанных, впрочем, в кинотеатрах. Называется он «Стул» или что-то в этом роде. Так вот, в Китае украинцы засняли местных жителей, с удовольствием распевающих ... «Подмосковные вечера» на языке оригинала! Это ли - не популярность?!


МАТУСОВСКИЙ Михаил Львович. Родился 10 (по новому стилю 23) июля 1915 г. в Луганске. Участник второй мировой войны, Награжден орденом Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями. На фронте вступил в КПСС.



В 1977 г. М. Матусовскому присуждена Госпремия СССР за стихи, положенные в основу песен: «Березовый сок», «Мне вспомнились снова», «Песня о гудке», «Шахтерская песня», «Такая короткая долгая жизнь», «В сердце у меня». В годы жизни поэта были выпущены сборники его стихов: «Моя родословная», «Фронт», «Слушая Москву», «Не забывай», «Все, что мне дорого», «Подмосковные вечера», «Тень человека». Посмертное издание его стихов называлось «Горечь». Михаил Матусовский гордился званием «поэт-песенник». Многие стихи и песни он посвятил родному Луганску. М. Матусовский - автор д/ф «Рабиндранат Тагор». Скончался 16 июля 1990 г. Похоронен в Москве.

«Играете ли Вы на балалайке?»

Наверное, лучше всего написал о Матусовском... сам Матусовский в автобиографической повести «Семейный альбом». Помню, когда читала ее впервые, несколько раз плакала, а уж сколько смеялась! Михаил Львович был человеком, обладавшим превосходным чувством юмора, а самое главное, самоиронией. Он высмеивал свои недостатки: полноту, неумение ездить верхом и прочая. Притом, оставаясь человеком скромным и деликатным.

Его друг и собрат по перу поэтесса Маргарита Алигер вспоминала один случай в Италии. С группой советских литераторов они отдыхали в Венеции. И тут М. Матусовский увидел, как американские туристы садятся в гондолу. Он возьми да скажи: «Интересно, какие песни предпочитает слушать буржуазия?» А гондольер запел «Подмосковные вечера». М. Алигер пишет, что Михаил был в полном смятении и сильно смущен Жаль только. что случай этот Алигер приводит в некрологе, написанном на смерть поэта.

Все же разные смешные и забавные истории сопровождали нашего земляка всю жизнь. Но об этом - чуть позже. Сейчас мнение автора по поводу своего детища: «Не скрою, мне было приятно встречаться с «Подмосковными вечерами» и на знойных, не остывающих даже к ночи улицах африканских городов, и в трагической Хиросиме, и в гостеприимных домах наших друзей на Филиппинах».

Кстати, о Филиппинах. Михаил Матусовский с супругой был в числе первых советских туристов, принятых тамошним президентом Ф.Маркосом. Филиппинская пресса уделила максимум внимания поэту. Одна из газет писала: «Нам было приятно убедиться, что русские, как и мы, по утрам чистят зубы». А корреспондентка газеты «Манила Тайме» на полном серьезе спрашивала Евгению Матусовскую, жену поэта: «Играете ли Вы и Ваши дочери на балалайке?»

В столице Филиппин Маниле Матусовским пришлось пережить нешуточную опасность - семибалльное землетрясение, когда отель, в котором они остановились, раскачивало, как былинку. В беседе с поэтом президент Маркос остроумно заметил: «Останьтесь еще посмотреть на наши тайфуны, тогда Вы станете настоящим филиппинцем». Но до этого дело не дошло.

«И дух еврейского борща - Вся родословная моя»

Что предопределило судьбу поэта? Родился в обычном заштатном провинциальном городке, Семья? Семья была известна в городе. Отец - Лев Моисеевич - самый популярный фотограф, уважаемый человек. Держал собственное ателье на главной улице Луганска - Петербургской. От клиентов не было отбоя.

Nota bene: Л. М. Матусовский родился в 1884 г. в Воронежской губернии. Из мещан. Вместе с родителями переехал в Луганск, где увлекся фотоделом. Свой фотосалон открыл в 1912 г. В 1918 - 1920 г.г. Л.Матусовский - фотограф ЧК. С 1920 по 1926 г.г. - фотограф Окружного исполкома. После смерти жены, Эсфирь Михайловны (в девичестве - Брукман), переехал к сыну в Москву. Скончался в 1956 г. в возрасте 72 лет. Похоронен в Москве.

Мать Михаила была домохозяйкой. Хорошо готовила рыбу - «фиш», национальное еврейское блюдо. Была женщиной по-житейски мудрой. Матусовский очень любил родителей, написал много стихотворений, им посвященных. Старший брат Михаила - Матвей (Моисей) стал инженером.

После рождения, как над всяким иудеем, над Михаилом совершил обряд обрезания луганский ребе (запись об этом сохранилась в книге Еврейской общины, что хранится в Госархиве Луганской области).

Замечу, что в последствии еврейская тема мало занимала поэта. Он же был советским гражданином. Как видим, пресловутая 5-я графа в паспорте ему не помешала стать знаменитым. Сам Матусовский, вспоминая о своем ранении на фронте, сказал об этом так:

«И когда горячий вал

Жаром обдавал кюветы,

Никого не волновал

Пятый пункт моей анкеты».

(1990 г.)

По пальцам можно пересчитать стихи М. Мату совского о евреях. Назову по памяти несколько (если не подведет эрудиция): «Погром», «Еврейское кладбище в Луганске», «Моя родословная».

«Кирпичный дом и дым жилья,

И запах мокрого белья,

И дух еврейского борща -

Вся родословная моя».

Хотя несколько сильнее фокусируется Михаил Львович на, как это говорится теперь, ХОЛОКОСТЕ. В «Семейном альбоме» он много и часто вспоминает родственников и знакомых, расстрелянных немцами в период оккупации Ворошиловграда (дядя Соломон, соседка Анна Моисеевна). Подробно описывает свою экскурсию в концлагерь ЗАКСЕНХАУЗЕН. Много пишет о крематории (попасть туда на языке обитателей лагеря с юмором называлось «вылететь в трубу»). Все это он подытожил фразой: «Иногда ночью, когда не помогает ни димедрол, ни родедорм, а до рассвета еще далеко, мне кажется, что я слышу чужой, резкий голос, имеющий почему-то власть надо мною. Он называет мою фамилию, и я должен подняться и занять место в последнем ряду ожидающей меня колонны. Впрочем, рассказать об этом невозможно. Это надо почувствовать самому». Что ж, у каждого свои, личные ночные кошмары. Однако мы отвлеклись. Мне представляется, что вообще детство у Михаила было счастливым. В семье - не роскошь, но достаток, любящие родители, друзья, учеба, прогулки по родному городу, и конечно, стихи. Их он начал сочинять еще в детстве. А первое его стихотворение было опубликовано в 1927 г. в «Луганской правде». Автору тогда едва исполнилось 12 лет.

Примерно в то же время Миша начал посещать юношеское объединение при писательской организации «Забой», куда хаживали его друзья - поэты: Юрий Черкасский, Микола Упеник, Лев Галкин...

Первым доброжелательным критиком стихов была его учительница Мария Семеновна Тодорова. В школе №13, где учился Миша, она преподавала русский язык и литературу. Матусовский позже вспоминал, что «круглолицая, да и вся какая-то кругленькая, легкая, она вкатывалась в класс, как колобок. Портфель у Марии Семеновны тоже был крепкий, черной кожи, набитый нашими диктантами». Именно М.С.Тодоровой поэт впоследствии посвятит песню о школе, о первой, любимой учительнице «Школьный вальс».

Миша любил Луганск. В «Семейном альбоме» зрелый уже человек и поэт напишет много добрых, теплых слов о городе и своих земляках. Вспоминал он и довоенный, так переменившийся теперь Луганск: «Наискосок от школы, как раз на углу Полтавского переулка, в бывшем доме Стефановича помещался краеведческий музей. А перед входом в него была установлена каменная скифская баба». (Дом этот разрушен во время войны - Авт).

«Всем гусям гусь!»

После школы Миша окончил строительный техникум. И хотя вначале он стремился туда попасть, потом оказалось, что «учиться в техникуме скучно Некоторое разнообразие вносит только пожарная команда, расположенная тут же. во дворе» Все дело в том, что в начале 1930-х годов строительный техникум находился в здании бывшей городской думы. А пожарная часть базировалась там еще с конца XIX века. Ныне в этом здании располагается Музей истории и культуры г.Луганска).

Матусовский участвовал в строительстве медпункта на территории завода ОР. Кажется, это строение дожило до наших дней. Но Михаил чувствовал: стройка - это не для него. Для него - стихи Если воспользоваться для случая поговоркой, позаимствованной у одной из героинь Шолом Алейхема: «Перемена места - перемена счастья», то у Матусовского как раз так и получилось. Он уехал в Москву. В 1935 г. поступил в Литинститут им. Горького на филологический факультет. Институт подарил ему новых друзей. прежде всего К.Симонова. Вместе они даже посетили Луганск на летних каникулах в 1937 г. Результатом посещения стала книжка «Луганчане», написанная в соавторстве и изданная в Москве в 1939 г. Матусовский прибыл в столицу, по его собственному признанию, с полным чемоданом стихов. Что ж, как поется в одной известной песне (правда, не на стихи нашего земляка): «Любовь Москвы не быстрая, но верная и чистая». Так столица необъятной империи приняла в свои объятия юношу из провинции.

Во время учебы в институте с Михаилом вновь происходят разные забавные истории. Например, такой курьез...

«Однажды в середине зимы я перестал вдруг являться на лекции, день, другой, целую неделю. Друзья забеспокоились: не может быть, чтобы я просто так без серьезных причин манкировал своими обязанностями. Значит, я тяжко захворал». А.Раскин, друг и однокашник поэта, приехал к нему на съемную квартиру в Мытищи электричкой. Он нашел Матусовского радостным и… поедающим гуся. «Это был Гусь с большой буквы. Огромный, покрытый золотой хрустящей корочкой. Бросить такого гуся и ехать слушать лекции было выше моих сил. Я не ел гуся, я работал над ним. Щеки мои, подбородок, уши лоснились от гусиного жира».

Гуся Михаилу прислали из дому, а холодильники тогда еще не вошли в быт советских студентов, и зимой продукты, чтобы не испортились, вешали за окно, т.к. балконы были не у всех.

Начало войны помешало Матусовскому защитить кандидатскую. Тогда, в качестве исключения, защиту провели без диссертанта. Как и другие поэты и писатели, Матусовский уходит на фронт в качестве фронтового корреспондента. Летом 1941 г. он был ранен, но снова вернулся в строй. Фронтовые дороги вели его через Польшу в Германию. Однажды на боевые позиции к нему приехала жена Евгения Акимовна.

Nota bene: Что лично меня удивило в книге «Семейный альбом»? М. Матусовский уделил своей красавице-супруге лишь несколько строк! И это при том, что своей первой любви-девочке Аде из Луганска он не пожалел несколько страниц текста! Тем не менее Евгении он посвятил немало стихов. В чем же дело? Поэт был женат единожды, и надо полагать, счастливо. Думаю, в этом тоже сказалась скромность Михаила Львовича. Не хотел выносить на публику свои чувства. Так что тайну встречи и знакомства с Евгенией он «оставил за кулисами».

После войны наступил звездный час для Матусовского. Если до нее Михаил Львович не выбивался из общего ряда столич­ных поэтов, то теперь ситуация меняется. Славил Сталина в стихах? Что ж, было. А кто тогда не славил? Все славили. (Ну-ну, не все, возразит читатель, и будет прав. Только у тех, других, и дорога была другая, не усыпанная розами, а. крестная). В сборниках стихов Матусовского, изданных в 1930-1940-е годы , много строф о вожде, Так сказать, дань эпохе. В годы перестройки их стыдливо не переиздают. А тогда, как и для всех, Сталин для Матусовского - великан духа, великий, могучий правитель:

«... Пусть звучит

первомайская слава

Человеку в московском Кремле,

Кем сильна

и бессмертна держава,

Кто весну возродил на зелпе».

(«Весна мастеров». 1947 г.)

Времена меняются. Люди - нет. Кое-кто из современных луганских поэтов/поэтесс может похвалиться своими стихами в честь «вождей» уже нашего часа, благодаря которым тоже «солнце встает». Достаточно вспомнить опубликованную в 2005-м в «Ракурсе» оду Ефремову сочинения Татьяны Дейнегиной.

«Я песне отдал все сполна...»

«...В ней жизнь моя, моя забота.

Ведь людям песня

так нужна

Как птицам крылья

для полета».

Так в одном из стихотворений поэт-песенник М.Матусовский очертил значение песни лично для него и для своих читателей и слушателей. Михаил Львович плодотворно сотрудничал с разными композиторами: В. Баснером, В. Шаинским, А. Пахмутовой, Т.Хренниковым... Много

песен написал для кино. Это - настоящие шлягеры: «Старый клен», «На безымянной высоте», романс «Белой акации гроздья душистые», «С чего начинается Родина?» - всех не перечесть! Матусовский - автор текстов более чем к двумстам песням! Для детей он написал «Крейсер «Аврора» и «Вместе весело шагать».

Как же рождается песня? «Я не вправе говорить от всех поэтов, работающих в песенном жанре, но лично я предпочитаю способ в соответствии с древним изречением: «вначале было слово». Несколько раз я соглашался писать стихи на готовую музыку. Как правило, из этого ничего хорошего не получалось».

Какие же качества ценил Матусовский в песне? «Песня требует хрестоматийной простоты, соразмерности всех частей, органичности перехода запева в припев, полной естественности и непосредственности. В песне предпочтительнее даже некоторая наивность, нежели вычурная надуманность и тяжеловесность».

О судьбе песни мэтр рассуждает так: «Вообще пути песни загадочны и неисповедимы. Я бы мог назвать десятки песен, которые писал с полной отдачей сил, а их почему-то не поют». Поначалу так было и с песней «Вологда», написанной М.Матусовским и Б. Мокроусовым для спектакля Малого театра «Белые облака ». И только когда текст изменит В.Мулявин и исполнили «Песняры», она стала хитом.

Матусовский не забывает родной город. В 1975 г. он приезжает на встречу с одноклассниками: «Я снова шел привычной дорогой в школу, мимо ж/д переезда, где давным-давно бабы торговали баранками с маком и самодельными разноцветными конфетами». Каждый приезд мэтра освещает газета «Луганская правда». Так было и в 1946 г., так было и в 1987 г., когда Матусовский прибыл на празднование Дня Победы. Тогда ему сообщили радостную новость о присвоении звания «Почетный гражданин г. Ворошиловграда». Вот незаезженные нашими знатоками творчества поэта Матусовского строки о природе родного края: «Спят звезды на покатом небосводе, обозы спят, спят суслики в степи...». Или: «Давно укрыли зверобой и мята становищ тех остывшую золу./ Здесь воин князя Игоря когда-то в траву случайно выронил стрелу». А вот шутливый поэтический портрет дореволюционного хозяина паровозостроительного завода Г.Гартмана:

«Я помню Гартмана-отца

В полупальто коротком.

Квадрат багрового лица

С филейным подбородком».

А вот как иллюстрирует в одном из стихотворений М.Матусовский работу своего отца-фотографа:

«Отец снимал худых девиц,

В интимной позе

светских львиц,

И много плоских, как стена,

И улыбающихся лиц».

Удачными получились стихотворения М.Матусовского: «Украинский календарь», «В музее Даля в Луганске», «Опять я был на родине в Донбассе...»

Последние годы жизни М.Матусовский провел на даче в Подмосковье. Сейчас в Москве живут его внуки. Осталось и главное наследие - песни, которые на фоне современных уродливых кричалок-пищалок-однодневок выглядят прекрасными «жар-птицами» среди стаи бесцветных кур.

Маркевич А. Михаил Матусовский / А. Маркевич // Время Луганска. - 2007. - №7. - С. 18-19

Люди

Previous post Next post
Up