С детства нам внушали, что человеческая жизнь - бесценна.
Нам вообще говорили с детства много громких слов. Но все слова переживали столкновение с реальностью. Если человеческая жизнь бесценна, то почему с ней так обходятся? Почему во многих странах, а до недавнего времени - и в России, существовала смертная казнь? Если человеческая жизнь бесценна, то как можно разрабатывать оружие, чтобы половчее обесценить это сокровище?
Если отойти от громких слов, то человеческая жизнь имеет определенную ценность, и этой ценностью весь мир активно оперирует.
С точки зрения государственной экономики, человек за всю свою жизнь производит определенное количество товара, совершает покупки на определенную сумму, платит налоги. С другой стороны, он требует инвестиций на образование, здравоохранение, какие-то другие социальные нужды. Таким образом, человеческую жизнь можно рассмотреть как некую бизнес-модель, где есть ожидаемые расходы, есть ожидаемая прибыль, и чем разница между этими показателями выше, тем государству лучше.
Как компенсировать потерю кормильца? Сколько заложить на здравоохранение? В зависимости от конечной цели, существуют различные модели по определению экономического эквивалента стоимости человеческой жизни.
Например, стоимость жизни как сумму всех заработанных человеком за предполагаемую трудовую карьеру денег.
Вполне себе модель: за всю жизнь человек заработал (условно) миллион рублей, заплатил с них налоги, купил товаров и услуг (еще налоги) и т.д. Чем выше зарплата, тем больше налогов он заплатил и товаров потребил.
Вторая модель - стоимость жизни определяется как сумма потраченных инвестиций и полученной в итоге прибыли. Например, обучить пилота самолета стоит довольно дорого, но и прибыль он приносит большую. Таким товаром не разбрасываются.
Третья модель - это просто сумма затрат на воспроизводство человека, то есть сколько потратили на здравоохранение, на обучение, подготовку трудовых ресурсов и так далее.
Разные структуры по-разному оценивают человеческую жизнь. "Росгосстрах"
рассчитал рассчитал, что жизнь жителя Люксембурга стоит $5 млн, США - $2,6 млн, Швеции - $2,4 млн, Великобритании - $2,3 млн, Португалии - $1 млн. Жизнь россиянина оценивается в $195 тыс., а таджика - в $13,3 тыс.
Для чего все это нужно?
Если отринуть в сторону этические аспекты, то у общества количество ресурсов ограничено, и важно их грамотно распределить и тратить с максимальной целесообразностью. Грубо говоря, если машина стоит три миллиона, то потратить сто тысяч на ее ремонт вполне допустимо. Если же вся машина стоит пятьдесят тысяч, то ремонтировать ее за сто тысяч нет никакого смысла, проще купить новую.
Также и с человеком.
Современная медицина позволяет сократить расходы на больничный лист, подмену специалиста, выплаты по инвалидности, но и сама требует постоянных вливаний на новое оборудование, дорогие расходные материалы, препараты, научные изыскания.
Если РЖД тратит на обучение машиниста миллион рублей, и в итоге этот машинист приносит многомиллионную прибыль, то вкладываться в его медицинское обеспечение, чтобы скорее вернуть его в строй - дело выгодное. Не так давно было показано, что за 2013 год корпоративная медицина РЖД сэкономила компании около полутора миллиарда рублей.
С другой стороны, в случае смерти в результате несчастного случая на производстве выплата по обязательному медицинскому страхованию составляет 64 тысячи рублей, поэтому на безопасности можно вполне сэкономить.
В моем любимом здравоохранении затраты на каждом этапе лечения рассматриваются отдельно от общего процесса (коррупционную часть сейчас не рассматриваем).
Например, часто можно услышать утверждение, что аорто-коронарное шунтирование (когда вскрывается грудная клетка, пришиваются сосуды к сердцу) стоит дешевле, чем стентирование (когда через прокол в ноге или руке длинным катетером в поврежденный сосуд устанавливается стент).
Да, АКШ стоит дешевле, что-то около 50 тысяч. Но сюда нужно добавить стоимость предоперационной подготовки, которая занимает до месяца, и все это время пациент нетрудоспособен, время в реанимации после операции, затем в клинике, затем этап реабилитации, во время которого пациент так же нетрудоспособен, не может сидеть за рулем (в случае толчка удар от руля приходится на руки, высока вероятность расхождения грудины и развития осложнений).
Стентирование стоит само по себе недорого, но расходники дорогие: один только стент может стоить до двух тысяч долларов. Однако из предоперационной подготовки - только сдать анализы, после стентирования через день-другой можно отправляться домой и выходить на работу.
Что в итоге выгоднее?
В нашей стране нет единой системы оценки стоимости человеческой жизни, поэтому нет единого взгляда ни на страховые выплаты, ни на планирование медицинского обеспечения, ни на воспроизводство трудовых ресурсов.
Например, обязательное страхование пассажиров предполагает компенсационную выплату в случае смерти в размере 12 000 (двенадцати тысяч) рублей.
В 2012 году Росгосстрах
оценивал среднестатистическую российскую жизнь в 3,4 млн рублей.
Жизнь судьи (это, как известно, не простой россиянин) стоит уже 9 млн рублей, то есть 300 тысяч докризисных долларов.
В самих Штатах стоимость жизни составляет от 2,4 до 5,6 млн долларов.
К слову сказать, в Индии самая низкая оценка человеческой жизни
составляет около 1 миллиона долларов США.