Как всё произошло
Так получилось, что я поменял место жительства и с 2019 года проживаю в Москве. Русский Север теперь стал для меня чуть ближе, с одной стороны, а с другой стороны - "близок локоть, да не укусишь". Появились некоторые трудности, которые я думаю, в скором времени решаться. . А пока я для себя открыл "кусочек" Русского Севера в Москве. Совсем рядом от моего нового дома, всего в получасе езды на метро, в Коломенском. Это совершенно чудесные памятники деревянного зодчества о которых я и хочу немного рассказать.
Башня Братского острога
Башня Братского острога первой встречает нас, если мы идём от церкви Вознесения. Раньше, "вживую" я никогда не видел деревянных оборонительных сооружений, только церкви, часовни, избы, амбары. Башня Братского острога - памятник деревянного зодчества 1654г. Острог был основан в 1631г. на реке Ангаре. Название острога произошло от названия бурят - «браты».
В 1650-х годах в остроге в ссылке побывал легендарный протопоп-раскольник Аввакум. В башне Братского острога протопоп провел одну из зим, и об этом так писал в своем знаменитом произведении «Житие»: «в студеной башне: там зима в те поры живёт, да Бог грел и без платья! Что собачка в соломке лежу: коли накормят, коли нет. Мышей много было: я их скуфьею бил - и батошка не дадут! Все на брюхе лежал: спина гнила. Блох да вшей было много». «…привезли в Брацкой острог и в тюрьму кинули, соломки дали. И сидел до Филипова поста в студеной башне; там «зима в те поры живет…"
Острог был поставлен на небольшом пригорке и имел «под тремя башнями три избы, четвертая порожняя да ворота проезжие. На воротах поставлена часовня да анбар новой рублен с перерубом трех сажен печатных».Крепость имела форму прямоугольника, стены достигали высоты 5 метров, а периметр - 213 метров. Четыре квадратные в плане башни высотой около восьми метров были глухими. Три из них служили избами, а под четвертой был устроен склад. Таким Братский острог изображен в "Чертежной книге Сибири" Семена Ремезова.
1724 году острог уже утратил военное значение и от его башен остались только две - северо-западная и юго-западная. Остатки уцелевших башен было решено перенести на новое место поскольку крепость попадала в зону затопления при строительстве Братского водохранилища. В 1959 г. северо-западную башню перевезли в Москву, а юго-западная сейчас находится в архитектурно-этнографическом музее "Ангарская деревня" около современного Братска. Вот так она выглядит и носит название "острожская".
Юго - западная башня в архитектурно-этнографическом музее "Ангарская деревня" около современного Братска
Моховая башня Сумского острога
Моховая башня Сумского острога - это единственный сохранившийся в Европе деревянный памятник оборонной архитектуры. Мастерство плотников, создавших Сумской острог было такого высокого уровня, что деревянная крепость выдерживала «огненный» бой. И сейчас на бревнах Моховой башни видны следы шведской картечи, которой были обстреляны защитники крепости. Кемский, Кольский и Сумской остроги играли важную роль в обороне западного побережья Белого моря от шведских захватчиков. В 1582-1583 годах для защиты от шведов, Соловецкий монастырь за счет своего бюджета построил в Сумском посаде деревянный острог с шестью башнями. Много раз защитники крепости успешно отражали нападения захватчиков. Со временем строение обветшало и через столетие, в 1680 году, острог был заново отстроен.
Из шести его башен до нашего времени сохранилась лишь Моховая. В 1931 году по инициативе Петра Дмитриевича Барановского, российского архитектора, реставратора памятников древнерусского зодчества, была организована экспедиция в Сумский Посад с целью исследования остатков Сумского острога, после чего башня была разобрана и перевезена в музей «Коломенское». И вот так она выглядела на момент обследования.
После начала работ в 2003 году по исследованию Башни специалисты- реставраторы долго не могли определить принцип сборки сооружения. Была проведена огромная работа по сопоставлению размеров и маркировки бревен различных периодов существования сооружения. Это было необходимо для сравнения сохранившихся деталей с обмерами более раннего времени, а также для выявления подлинных элементов Башни. Полученные данные позволили провести реконструкцию памятника на период 1680г., как образец оборонного строительства русского Севера, полностью утраченного к середине XIX - XX веков, и тем самым, воссоздать яркий образца русского фортификационного деревянного зодчества XVII столетия.
Почти семьдесят лет элементы конструкции башни «дожидались» мастеров, которые смогли бы взяться за сложное дело восстановления памятника....В «Коломенском» фирмой «КАРЭНСИ» выполнена уникальная работа по реставрации северо-западной башни Сумского острога. Замена окончательно разрушенных и восстановление утраченных элементов башни произведена по исторической плотничной технологии XVII-XVIII веков, воссозданной известным реставратором
А.В.Поповым, в частности, применялись инструменты, изготовленные по образцам времени постройки башни..
Более 80 лет башня находилась в разобранном виде в запасниках. В начале 2000-х годов благодаря упорному труду ученых и специалистов Моховая башня была воссоздана. В настоящее время в ней расположена экспозиция, рассказывающая о жизни тех, кто защищал острог, также Вы сможете ознакомиться с теми военными событиями, которые проходили в то время.
Проездная башня Николо-Корельского монастыря
Николо-Карельский монастырь был основан в конце XIV - начале XV века в двух километрах от Белого моря, действовавший до 1920-х годов мужской монастырь в устье реки Северная Двина (ныне это территория города Северодвинска). В 1692 году вокруг обители была построена бревенчатая ограда с семью башнями. Долгое время Николо-Корельский монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова, последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь. Пожар, случившийся в 1798 году, разрушил большинство монастырских построек, уцелела лишь его западная башня со Святыми воротами.
Надвратная башня ворот Николо-Корельского монастыря - один из немногих сохранившихся до настоящего времени памятников монастырской (крепостной) архитектуры XVII века. Башня была построена в 1692 г. на месте сгоревших двумя годами раньше Святых ворот. Вот фото 1907 года.
фото 1907 года.
В 1555 года напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка, получившая имя «Рейд Св. Николая», - со складами и жилыми домами; её обитатели разгружали морские суда, грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда уже вглубь России. Интересно, что именно из этих мест, из села Холмогоры, расположенного в низовьях Северной Двины, в 1731 году девятнадцатилетний Михаил Ломоносов отправился с рыбным обозом в Москву.
1930 год мог бы стать последним годом существования храмов Николо-Корельского монастыря. Власти инициировали кампанию по его сносу, наряду с другими крупнейшими храмами Северного края. Но спасением явилась удаленность обители и внезапный приезд одного из авторитетнейших историков архитектуры и спасителя архитектурных шедевров России П.Д.Барановского.
Петр Дмитриевич Барановский (крайний слева)
Под руководством Петра Дмитриевича (крайний слева) была проведена работа по демонтажу и перевозке в московский музей «Коломенское» надвратной деревянной башни, чудом уцелевшей после разборки ограды на дрова. В настоящее время Николо-Корельский монастырь восстанавливается.
При посещении музея в 2022 году, в марте на на надвратной башне Николо-Корельского монастыря мною была замечена, видимо, плановая реставрация.
Ну, и, так и оказалось Вот фото конца июня 2022 года.
Новенькая кровля.
Новенькая кровля.
Деревянная церковь Георгия Победоносца
Это Георгиевская церковь, построенная в 1685 году. Прежде она находилась в Верхнетоемском районе Архангельской области, у деревни Семёновское, что на реке Ёрге. На местном учёте церковь числилась как постройка конца XIX века и особого интереса не вызывала, пока до неё в начале 2000-х не добрался художник
Иван Ильич Глазунов - сын известного художника, заподозривший более раннюю дату. В ходе исследования здания специалистами датировка XVII веком подтвердилась. Нашлась даже храмозданная надпись - случай крайне редкий.
Галерея и крыльцо новые, реконструированы по аналогам - от галерей оставались врубки брёвен, на месте крыльца была поздняя трапезная 1890-х годов. Теперь построенное крыльцо повторяет формы крыльца церкви в селе Пермогорье. Церковь в Пермогорье чуть старше, но сходства очень много. Есть и отличия: - это крещатая бочка у Пермогорской церкви на которой расположены три главки
Георгиевская церковь в Перморгорье 1665 г.
XVIII-XIX веках Георгиевская церковь несколько раз перестраивалась. В 1890-е гг. обе церкви («теплая с колокольней в одной связи» и холодная) были обшиты снаружи «тесом» (досками) по моде того времени, а внутри их оштукатурили и расписали. Видимо в 19 веке бочку на четверике сделали крещатой, как и у Пермогорской.
После 1917 года церковь была закрыта и использовалась как склад, а к 2000-м гг. заброшена.
Внутри церкви, смотреть в общем то нечего. Интерес вызывают фотоматериалы процесса перевозки, реставрации и сборки на новом месте. Много фотографий и описания.
Храм представляет собой четверик, рубленный "в обло" поставлен на высокий подклет. Пятигранный алтарный прируб покрыт небольшой бочкой. С севера и запада храм охвачен крытой галереей на консолях и двух опорных столбах. Храм увенчан малым четвериком, несущим по поперечной оси бочку с тремя главами. Такое завершение храма в русском деревянном зодчестве встречается не часто. Крещатую бочку заменили на просто бочку.
Она была подробно исследована перед перевозкой и в процессе разборки. Выяснилось, что у нее сохранились уникальные детали под кровлей: на основном четверике - доски с надписью об освящении церкви (апрель 1688 года), на стесанных бревнах четверика второго яруса - многоцветная орнаментальная роспись.
Подобных росписей на культовых деревянных постройках Русского Севера я, лично никогда не встречал. И именно они то и поражают меня больше всего! Совершенно уникальное явление! Не удивлюсь, если тябла несохранившегося иконостаса были так же «писаны травами».
Вот собственно и всё, чем я хотел поделиться. Как здорово, что в Москве, в Коломенском есть этот, пусть небольшой кусочек Русского Севера. И у меня есть возможность бывать здесь каждый выходной день.
Мои
ПУТЕШЕСТВИЯ по Русскому Северу