Ah, Paris! - День четвертый, Руан (ч.2)

Jan 24, 2014 13:02


Продолжение, начало здесь.



Я довольно много написала о Руане, ни разу не упомянув, однако, имя Жанны дАрк.
А она в Руане везде - статуя и часовня в Руанском соборе, улица её имени, сладости, в названии которых тоже Жанна...




Обедали мы на Площади Старого Рынка, совсем рядом с современной церковью, посвященной ей. И тут же фундамент старой церкви и место (отмеченное небольшой табличкой), где, как полагают, находился костер, на котором сожгли девушку.






Стелла - здесь один из солдат передал ей простой крест, о котором она попросила перед началом казни.




После обеда мы зашли в эту современную церковь - внутри я не фотографировала, хотя выглядит очень необычно. И действительно чудные средневековые витражи, спасенные из другой, разрушенной во время войны церкви.

Рядом находится крытый рынок, который работает даже днем в выходные. Местные продукты - овощи, мясные изделия и СЫРЫ. До сих пор сыры мы покупали в гросери магазинчике рядом с домом. Выбор там был, конечно, очень неплох, но с рынком не сравнить. Мы с мамой зависли - так хотелось попробовать и увезти с собой хоть что-то, но, во-первых, мы еще целый день собирались гулять, а, во-вторых, что выбрать-то?!
- Вам помочь? - обратилась к нам по-английски (с ласкающим ухо французским акцентом) немолодая женщина.
Мы объяснили нашу проблему. Дама переговорила с продавцом - он же хозяин фермы с громким названием Шато какое-то там, - и сказала, что он согласен взять наши продукты на хранение, но прийти за ними нужно до закрытия рынка, т.е. До 6 вечера. Мы естественно, поклялись, что придем за ними точно в срок. А дальше наступил момент выбора... Хотелось, естественно, что-то очень традиционное, в то же время несколько сортов были мне знакомы, а значит, можно было и не экспериментировать, а взять что-то проверенное..
Помимо, естественно. камамбера выбрали вот эти:



Про "черный" я читала, что это именно местный нормандский сыр, внешне напоминающий гальку на пляжах Нормандии и потому так названный ("Galet d'Albatre" - галька с Алебастрового побережья), зеленый в травах мне сразу приглянулся, а тот факт, что оставался лишь один кругляшок, уверил нас в правильности выбора, ну и нефшатель. Мы выбирали долго, и было очень неудобно, потому что любезная француженка все это время стояла рядом и помогала нам советами. Я без конца извинялась, на что она светло улыбнулась и сказала с совершенно непередаваемой интонацией:
- Ничего-ничего, с пятницы я в отпуске на два месяца и *абсолютно* никуда не тороплюсь!
Стесняясь собственной жадности, купили еще нарезной ветчины нескольких видов понемногу. Покупок набрался увесистый мешочек, а взяли с нас всего 22 евро. Ветчину мы прикончили в тот же день на ужин, да и с сырами я быстро разобралась, так что по возвращении в Париж мы жалели только об одном - надо было больше брать!
Оставив покупки у хозяина лавочки, отправились гулять дальше по городу.

"Какая-какая Пизанская башня?"




Те самые сладости - миндаль в шоколаде под названием "слезы Жанны дАрк" (с тележки продают "макарон"). У меня язык не повернулся бы назвать, скажем, печенье, именем какого-нибудь из многочисленных русских мучеников... А здесь ничего, продается. Может, потому, что вкусно - мы купили, чтобы сгладить впечатления о переваренной рисовой каше с клубничным вареньем рисовом пуддинге под ягодным соусом, который мне предложили в ресторане взамен закончившейся паннакоты.




Внутри в магазине было полно всякого шоколада; мы с Анной насилу оторвались от шоколадного фонтана. А какой там был аромат!




Хотя и с большим трудом, но родителям удалось отвлечь нас от созерцания кондитерских богатств и вытащить на улицу. Людей на улицах заметно прибавилось.







Что меня поражало во Франции - за столиками уличных кафе всегда люди! Они вообще работают когда-нибудь? Конечно, в Руане мы были в воскресенье, но и в будни в Париже людей было не многим меньше.




Мы туристы, праздно сидеть и наблюдать за публикой некогда было, а так хотелось!

Фонтан Больших Часов на углу улицы Больших Часов




Фонтан в его нынешнем виде относится к 18 веку, но впервые фонтан на этом месте появился еще в 15 веке, и устроен он был не для красоты, естественно, а с целью снабдить водой жителей района вокруг Площади Старого Рынка.
Скульптурная композиция изображает мифологический сюжет - любовь бога Алфея к нимфе Аретузе. Согласно легенде, не пожелавшая ответить взаимностью нимфа превратилась (или была превращена) в родник, но Алфей её в покое не оставил и стал рекой, чьи воды слились с водами родника Аретузы. Естественно, эта скульптура в центре города появилась не просто так, а является аллегорией: Алфей - полноводная Сена, на которой стоит Руан, Аретуза - родник, питающий фонтан в городе, т.е. олицетворение самого Руана, и их судьбы неразделимы, как воды рек, которые текут, конечно же, во славу короля Людовика ХV, во время правление которого скульптура была поставлена, - о чем говорит табличка-посвящение в самом центре.

Ренессансная арка часов




И мы опять вышли ко дворцу правосудия.




Было ясно уже, что ни в какой Онфлер мы не успеваем, поэтому решили расслабиться и в полной мере насладиться Руаном.

Просто клумба.




Направились мы в музей изящных искусств, коллекция импрессионистов в котором, как пишут в путеводителях, уступает только музею Орсэ.
Увы, путеводители не предупреждают, что и без импрессионистов музей изящных искусств Руана очень велик, намного больше, чем того ожидаешь от провинциального музея. Зал за залом классической живописи, кое-где разбавленной скульптурой.
Из известных имен были Рубенс, Веронезе, Веласкес, Караваджо, Энгр, Модильяни, Пуссен... И еще миллион не известных мне. Мы пошли, кажется, против рекомендуемого маршрута и до импрессионистов добрались в конце пути, когда смотреть на картины у меня уже не было сил. Но все равно полюбовались фасадами Руанского собора из знаменитой серии Моне и его же видами Парижа.
А заметив эту картину, я отловила Анну, и мы внимательно рассмотрели ее вместе.

"Улица Сен-Дени. Праздник 30 июня 1878 года"




(Щелкнула тайком)
Она очень нравится мне сама по себе - такая яркая, светлая, что, кажется, закрой глаза - и услышишь гул праздничной толпы, - но еще интересна тем, что у этой картины есть маленький секрет, который могут позволить себе только импрессионисты. У парной картины, "Улица Монторгей. Праздник 30 июня 1878 года", которая хранится в Орсэ, такого секрета нет - я лично проверяла :)

Шли мы, как я уже сказала, против основного маршрута, в какой-то момент запутались в стрелках, прошли в дверь и оказались в большом зале, где посетителей было несравненно больше, чем в залах постоянной экспозиции. И посетители были не туристы с рюкзаками, а явно местные, и аккуратно, можно даже сказать нарядно, одетые французы.
Оказалось, что мы случайно забрели на выставку импрессионистов, афишами которой был обклеен весь Париж:



На нее требовался отдельный билет, но мы идти не собирались и билет не покупали. Однако чтобы попасть к выходу, нам пришлось пройти все залы выставки насквозь. Так что заодно и посмотрели.
Импрессионистами мы к тому времени уже пресытились, но и Лодка (с афиши), и Водяные лилии Моне все равно произвели впечатление.
А мне запомнилась еще серия картин "Наводнение в Порт-Марли" Сислея, написанных с одного ракурса и отличающихся только настроением.







Да, и еще я вынесла с выставки новое имя - Гюстав Кайботт. До этого я о нем даже не слышала, а на выставке было несколько его работ, и они мне понравились. Кайботта мы потом увидели снова в музее Орсэ, и в одну из его картин я просто влюбилась.

В конце осмотра Музея Изящных искусств мы вышли в крытый внутренний двор - очень светлый, просторный.







Жаль, что у нас уже не было сил отдать должное его красоте. И надо было еще вернуться на Площадь Старого рынка за купленными продуктами.

Мы успели как раз вовремя, забрали покупки, и я потащила родителей еще гулять по городу под предлогом поиска кафе для легкого перекуса
Довольно бесцельно бродя по центру, вышли на площадь Девственницы.
Раньше она была частью Площади Старого Рынка, одно время даже думали, что Жанну сожгли именно здесь.




Площадь очень красивая, в центре небольшой скверик, а на первых этажах всех домов располагаются ресторанчики и кафе.




На противоположной стороне площади, как раз напротив кафе, где мы упали устроились, я заметила очень интересное здание - как будто сошедшее с иллюстрации к средневековой балладе.




Подошли поближе и заметили таблички на стенах - Отель (особняк) Буртруд (L'hôtel de Bourgtheroulde) начала 16 века. Сейчас в нем располагается пятизвездочный отель, до этого был банк, еще раньше - офисы и склады.

Башенка на углу, привлекшая мое внимание. Этот элемент архитектуры по-русски называется "бартизана" (от фр. - упрямство, отряд), однако по-французски она вовсе даже "эшогет" (échauguette) - характерный элемент замковой архитектуры 14-16 веков.




Здание выглядит очень нарядно и недаром - реставрация закончилась всего несколько лет назад.

Как выяснилось, за 500 лет истории оно порядком изменилось

Так выглядел особняк вскоре после постройки



А так в конце 19 века - узнается с трудом!



Сказочная башенка к тому времени уже была утеряна - к началу 19 века здание было в очень плохом состоянии, его реставрировали, но башенку восстанавливать не стали.

Таким оно было в 2005 - уже ближе к оригиналу, но все еще чего-то не хватает.



(отсюда)
И, наконец, в 2010 году вернули башенку-бартизану.

Во внутренний двор особняка можно зайти, что мы и сделали. Над входом тоже арка, с гербом семьи-владельцев Ле Ру.




Во дворе открытое кафе.




Я, как всегда, глазею по верхам любуюсь крышами.




Прекрасные барельефы на стенах




Галерея с внутренней стороны, изображающая сюжеты Петрарки и встречу Франциска Первого с Генрихом Восьмым (Поле Золотой Парчи), - шедевр архитектуры 16 века.










Погуляв по площади Девственницы, повернули к вокзалу

Опять прошли мимо Руанского собора
















Мимо церкви Сен-Маклу







Площади с памятником Моне







В какой-то момент мы перешли невидимую границу туристического старого города и шли уже просто по старому городу - абсолютно жилому




И это показалось мне самым удивительным в Руане - его жилая, непарадная часть. Не такая нарядная, но все равно очень уютная.




С мемориальными досками на стенах




Башня Жанны дАрк - единственное, что осталось от замка, где Жанну содержали перед казнью. Говорят, в эту башню ее привозили, когда угрожали пытками. Сейчас там музей, но мы в него уже не попали - было слишком поздно.




Фахверковые дома с этой стороны подходили почти к самому вокзалу. Я так жалела, что мы выбрали тот безликий проспект и не повернули сюда - не было бы того первого, тягостного впечатления провинциальности Руана.
На самом деле он прекрасен.




Попрощались с Руаном.




Восьмичасовой поезд увез нас в Париж, и в 10 мы уже были дома...

Продолжение следует...
Previous post Next post
Up