В Москву я прилетела вечером пятого августа, а уже седьмого утром вчетвером - мы с Анной и мои родители - садились на самолет Москва-Париж. Регистрировались в аэропорту, и места оказались все в разных рядах. Мы с Анной смогли поменяться и в конце концов сесть рядом, а третьей в нашем ряду оказалась словоохотливая женщина из одного провинциального российского города, летевшая к дочери в Ниццу. За три часа полета с минимальным инпутом с моей стороны она рассказала о жизни французских врачей, замечательном многоязычном внуке и посоветовала обязательно съездить на Лазурный берег. Но не в Сан-Тропе, потому что - окинув меня одним взглядом - "там все очень-очень дорого...". С грустью подумала, что после даже частичной оплаты поездки из Токио в Париж Лазурный берег мне точно будет не по карману.
Так что в аэропорт Шарль де Голль я прибыла в минорном настроении, одолеваемая мыслями, что праздник жизни в виде ресторана Максим и фуа-гра с инжиром не для нас.
***
(в качестве иллюстраций использованы страницы летнего задания, предоставленные Анной С.)
Сравнивая с английским паспортным контролем (и тем более с японским) - мне показалось, что французы невероятно легкомысленно относятся к такому серьезному делу, как проверка паспортов. Ни тебе вопросов к ребенку "это действительно твоя мама?", как в Хитроу, ни просьбы сходу назвать адрес проживания - в Нарите меня однажды вызывали по громкоговорителю, потому что при проверке паспортов на въезде родители не смогли вспомнить мой адрес, - ни-че-го! Открыл паспорт, шлепнул штамп - "следующий!" А я-то боялась, как пройдут паспортный контроль родители, не говорящие ни на каком языке, кроме русского.
В аэропорту нас должны были встречать - я заказала такси, зная, что будет много вещей, да и не хотелось лишний раз утомлять родителей, которые и так слегка нервничали. К тому же сайт обещал, что водитель поможет занести вещи, коих у нас было три приличных чемодана, в квартиру. Такси я заказывала через фирму, у которой снимала квартиру, и по пути из аэропорта мы заодно должны были заехать в офис за ключом.
Минут 30 от аэропорта до центра - офис фирмы находится где-то в переулках совсем рядом с Лувром. Было пасмурно после прошедшей утром сильнейшей грозы, и хваленый Париж показался мрачным и грязноватым.
Офис располагался на первом этаже - открываешь дверь и сразу оказываешься в помещении, где сидят люди и стоят компьютеры. Очень непривычно. Прямо в офисе кредиткой оплатила остаток - половина стоимости проживания была внесена еще при заказе, - и дала разрешение на блокирование залога (равного половине стоимости проживания). Получила ключ, краткий инструктаж и на этом наше общение с фирмой закончилось. Общались на английском. Называли меня при этом "мадам АлександрА" (с ударением на последнем слоге).
Дорогу до квартиры не помню, может быть потому, что она была недолгой - ведь жили мы на острове Святого Людовика (он же Сен-Луи), т.е. в 10 минутах езды от Лувра, в самом центре Парижа.
View Larger Map Тут как раз самое время рассказать о квартире.
Нас было четверо (Анну можно уже считать взрослой в данном случае), родителей я не видела год и хотела в первую очередь побыть с ними, поэтому решила снять квартиру, а не комнату (или две двухместные, что более вероятно) в гостинице, рассудив, что тесниться каждый вечер в двухместной комнатушке вчетвером, чтобы хоть немного пообщаться, будет не слишком удобно.
Август - "высокий сезон" в Париже, за три месяца до срока выбор был невелик, но он тем не менее был. Чтобы облегчить себе жизнь, сразу установила несколько критериев - самый центр, в пешей доступности от главных достопримечательностей (скажем, минутах в 20 от Лувра), наличие лифта для этажей выше третьего и не слишком высокая цена.
В результате была выбрана квартира в 25-минутах ходьбы от Лувра, аж на 5-м (французский 4-й) этаже в доме без лифта, и не слишком дешевая к тому же. Причина? Я влюбилась. Как увидела фото на сайте, сразу поняла, что мне надо именно сюда. Немалую роль сыграло и расположение - еще в процессе изучения описаний различных районов Парижа остров Сен-Луи показался наиболее привлекательным местом.
Посмотрите сами
В жизни она чуть меньше, чем кажется на фото, и, может быть, не такая светлая, но и закопченый камин, и коричневые потолочные балки, и лестница на антресоль, - все было именно так.
Комната находится на самом верхнем этаже, под крышей, - отсюда и балки. Подозреваю, что при ремонте был снят навесной потолок, - с ним впечатление от квартиры было бы совсем иное.
В квартире было душно: после отъезда предыдущих жильцов прошло недели три, и все это время она была закрыта. Духота меня испугала, потому что кондиционера не было, и мне сразу вспомнились страшные истории из новостей о смертях стариков, когда Париж накрыла волна жары несколько лет назад. Не то, чтобы я боялась задохнуться, просто не хотелось дискомфорта на отдыхе. "Надо было на кондиционер в первую очередь внимание обращать, а не на потолочные балки четырехсотлетней давности!"
Бросилась к окну - не дай бог здесь, как в некоторых гостиницах, окна будут наглухо закрыты!
К счастью, мои опасения не оправдались.
Окна гостиной выходили на главную улицу острова Сен-Луи,
но транспорта в этой части острова не было совсем, и воздух после дождя был чистый и свежий. Настежь открыли все окна и - забегая вперед - жары и духоты больше ни разу не почувствовали, несмотря на то, что погода все дни стояла ясная и жаркая. Ночи были прохладные, а благодаря высокому этажу и планировке воздух хорошо циркулировал. Уходя, окна мы закрывали.
Прямо напротив окон гостиной, на другой стороне улицы, располагается Отель Ламбер - здание с удивительным прошлым (о котором я упомянула
здесь ). До недавнего времени он находился в собственности Ротшильдов, и они действительно жили тут.
Но Ротшильды - лишь один краткий период в длинной истории отеля.
Собственно, почему "отеля"? Это же не гостиница.
Hôtel particulier - отдельно стоящий богатый частный дом, особняк с внутренним двором, отделенный от улицы воротами. Ниже дворца - по рангу владельца, но и не обычный, хотя и богатый, дом, встроенный в ряд других на улице. Впрочем, некоторые парижские отели, относящиеся в основном к 17-18 векам, к 20-му веку перестали быть особняками, будучи соединены с соседними домами.
Отель Ламбер был построен для финансиста Ламбера в 1640-х архитектором Ле Во - тем самым, который впоследствии проектировал Версаль и участвовал в перестройке Лувра. Интерьеры проектировал и расписывал Лебрен, также работавший над росписью Версаля. Вот
здесь можно посмотреть фото интерьеров отеля.
Здесь жили в разное время Руссо и Вольтер, в салоне бывали Жорж Санд и Шопен, Бальзак, Берлиоз, Лист, Мицкевич...
В середине 19-го века здание купили польские князья Чарторыйские, и отель Ламбер стал оплотом польской эммиграции во Франции. Потом оно перешло в собственность Ротшильдов, и еще в середине 20-го века здесь устраивались балы, на которых присутствовали сливки общества, а наряды и шляпки предоставляли лучшие кутюрье.
Увы, ничто не вечно... Последние пару десятков лет постоянно в здании уже не жили, оно ветшало, роскошные лестницы гнили, а расписные потолки тускнели. В начале 2000-х отель снова поменял владельца, и новым хозяином стал шейх Катара. Планы модернизировать отель и создать в нем современную гостиницу были встречены в штыки парижанами, сторонники сохранения исторического интерьера в первозданном виде подали в суд, но какая-то реконструкция все же началась. А за месяц до нашего приезда
произошел сильнейший пожар , часть крыши и потолков выгорела... Что осталось от оригинального интерьера, владелец не сообщает.
Крыша была при нас полностью затянута брезентом, внутри шли работы, но нас они не беспокоили - мы возвращались поздно.
Наш дом оказалася предпоследним на улице с южной оконечности острова. Шоссе, ведущее налево, - мост Сюлли
Наглядевшись в окно, я вернулась в комнату.
Кухня и лестница на антресоль.
На кухне были встроенные холодильник, посудомойка и стиральная машина, имелись тостер, кофемейкер и микроволновка. Отличные ножи, полный комплект посуды, даже средство для мытья посуды и губка. Стирального порошка не было, но именно его мы привезли с собой. Еще пришлось докупить соль, сахар и средство от комаров.
Антресоли оккупировала Анна. Лестница довольно крутая.
Двухместный футон наверху.
Но из-за ската крыши спать вдвоем было бы неудобно.
Окна открывались вот так.
Еще одна комната, которую заняли родители.
За перегородкой в изголовье - небольшая гардеробная с вешалками и полками.
Белье было чистейшее, идеально наглаженное и накрахмаленное. И вообще, квартира была может и не первой свежести, особенно обивка на мебели, но в очень приличном состоянии. Спать было удобно, все, что может понадобиться, мы находили именно там, где ожидали это найти.
Эта комната выходила окнами во внутренний двор. Идеальная тишина.Других жителей мы практически не видели.
Все еще цветет глициния, но гроздья заметно короче, чем в Японии, и их меньше.
Ну и раз уж я все показываю, туалет. В углу слева компактная душевая кабинка.
Разобравшись с квартирой, мы решили пройтись по окрестностям, ведь было еще сравнительно рано - около 6-ти. Ну и надо было где-то поужинать.
Арка отделяла переулок, в который выходят наши ворота, от главной улицы. Арка эта - часть еще одного замечательного отеля, о котором я тоже напишу.
Красная дверь справа ведет в закрытый двор нашего дома. Дверь на кодовом замке, и внутри есть еще запертая решетка.
Угловое здание - двор действующего детского сада.
Церковь Святого-Людовика-на-острове. Сама церковь тоже начала 17-го века, а часы снаружи относятся к 18-му веку. Мы зашли внутрь - я не любитель фотографировать в действующих церквях, но там было очень тихо и спокойно.
У церкви интересный шпиль - отверстия вроде бы призваны снизить сопротивление ветру. Это самое высокое здание на острове.
Вот что интересно.
Остров Святого Людовика начал застраиваться в начале 17-го века по приказу Людовика 13-го, до того он был незаселен. По единому плану были проложены улицы, а здания возведены практически одновременно, причем многие по проектам династии архитекторов Ле Во в стиле раннего классицизма. Это был уже не стихийно развивавшийся средневековый город (как квартал Марэ), а один из ранних примеров городского планирования.
Когда во второй половине девятнадцатого века барон Осман проводил свою градостроительную модернизацию Парижа, его планы практически не коснулись острова Сен-Луи - "королевство маленькое, развернуться негде". Снесены оказались лишь некоторые здания (об одном из них напишу позже), так что в наше время он является еще и островом старого классицизма в самом центре модернизированного Парижа.
На острове много памятников архитектуры, среди которых обращает на себя внимание Отель Шенизо.
Фасад в стиле рококо, с великолепными ажурными решетками и роскошной лепниной. Нам повезло - при нас как раз закончилась реконструкция фасада, были сняты леса и мы еще успели посмотреть на него во всей красе.
Милые пузатые дракончики и угрожающий маскарон над литой дверью. Внутри, если верить Интернету, есть еще историческая парадная лестница и красивый внутренний двор, но мы не рискнули заходить на территорию - частная собственность.
На главной улице много интересных магазинчиков.
Очень старая книжная лавочка, специализирующаяся на книгах о путешествиях и картах. Известное место.
Много частных галерей.
Ресторан, владельцем которого одно время был актер Жан-Клод Бриали.
Жаль, мы не успели зайти во многие магазинчики.
А вот здесь мы в первый вечер ужинали. Женщина в окне, как я подозреваю, владелица. Именно такой представляла француженку в годах - моложавая, подтянутая, эффектная и общительная. Она успевала рассаживать посетителей, принимать заказы, подавать указания на кухню и убеждать посетилей, что принесенное блюдо - именно то, что они заказали. Ибо я до сих пор уверена, что не могла заказать яблочный пирог, если в меню был шоколадный торт. Пришлось есть то, что дали. Впрочем, еда была вкусная. Ресторан небольшой, персон на 30, и когда мы закончили и вышли, снаружи уже выстроилась небольшая очередь.
Вот так мы вышли к северной оконечности острова - мосту Сен-Луи, соединяещему его с островом Ситэ.
Здания вдоль проспекта, уходящего по мосту Луи Филиппа на правый берег Сены, - типичный пример строений эпохи барона Османа. Четкое деление на этажи, первый этаж с мезонином, парадный третий со сплошным балконом с решеткой, все еще респектабельный четвертый, скромный пятый, шестой с небольшим балкончиком и решеткой попроще, и, наконец, мезонины под крышей. Совсем не то, что было в центре острова.
Вот так выглядела Сена в первый вечер.
Нагулявшись, мы повернули домой.
Под арку
Здание, в котором мы квартировали, тоже относится к семнадцатому веку. Называется оно "малый отель Бретовильер". "Малый" потому, что был лишь павильоном Большого.
Большой отель Бретонвильер - самое роскошное здание острова, по свидетельствам современников, находилось на восточной оконечности острова, но было снесено во времена барона Османа, чтобы открыть перспективу с бульвара Генриха Четвертого на Пантеон. На месте отеля сейчас разбит парк, а от всего ансамбля остались лишь малый павильон и та самая арка - единственная уцелевшая часть Большого отеля.
В Париже, на тихой улочке с мощеными тротуарами жили-были...мы.
Мощеный внутренний двор, увитый плющом и глициниями. Окна первого этажа все время были открыты - думаю, там очень душно. Открытая дверь ведет на парадную лестницу (куда я потом тоже заглянула).
Наш подъезд
Площадок как таковых нет, на каждом этаже одна квартира. Сколько поколений поднимались по этим ступенькам?
Наконец, наш этаж.
Окно потом было открыто.
Коридор, наша дверь в самом конце
Устали...
Продолжение обязательно последует
День первый вкратце: