Евпатория… Город детства - тысячи и тысячи были счастливыми отдыхающими на местных, ласковых, песчаных пляжах. Но в этом рассказе речь пойдёт не о них, и не о других санаторных прелестях этого города. Я расскажу и покажу вам на своих фотографиях старую Евпаторию. Где в камне застыла двухтысячелетняя история Евпатория.
Евпатория делится на несколько четко отличающихся друг от друга районов. Это Санаторно-курортная зона, Центр, район улицы Перекопской, Мойнаки и 8 микрорайон, «За линией», Слободка, Пересыпь, Авиагородки, Спутник-1 и Спутник-2, Исмаил-Бей. Но самый яркий и самобытный район - СТРАРЫЙ ГОРОД.
История городских поселений на месте современной Евпатории насчитывает более 25 веков.
В 2003 году Евпатория отпраздновала своё 2500-летие. На протяжении своей 2500-летней истории город носил три названия: в античное время - Керкинитида, в средневековье - Гёзлев, в новое время - Евпатория. В трехкратной смене названий города отразились крупнейшие исторические эпохи: греческая колонизация, зарождение Крымского ханства и вхождение в состав Османской империи, присоединение Крыма к Российской империи в 1783 году. История города начинается с середины VI века до н.э., когда греки из Малой Азии основали первое в Западном Крыму поселение, впоследствии ставшее городом-государством (полисом) Керкинитида. После завоевания в 1475 году крымского побережья османами на месте нынешней Евпатории была воздвигнута хорошо укреплённая крепость, которую турки называли Гёзлев, а крымские татары Кезлев. Русско-турецкая война 1768-74 годов, положила конец османскому господству и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года османы отказались от претензий на Крым. Указом Екатерины II 19 (30) января 1784 Гезлев получил статус уездного города и новое имя. Евпаторией он был назван в честь царя древнего Понта Митридата VI Евпатора. С конце XIX столетия Евпатория стала быстро набирать популярность как курорт. Каковым и является по настоящее время.
Итак, я предлагаю вам прогулку по пропитанной неповторимым ароматом старины Евпатории.
Начнем мы прогулку от Гезлевских ворот. Это «новодел», построенный на месте ранее существовавших ворот турецкой крепости.
Ну, и конечно же неотъемлемой часть Старого города Евпатории являются культовые сооружения различных конфессий
Это соборная пятничная мечеть в Евпатории, главная мечеть города - Джума-Джами, она же Хан-Джами. Заложена она былае в 1552 году. Есть предположение, что мечеть Джума-Джами переделана из христианского храма. На это указывают ряд косвенных источников. С момента завершения строительства мечеть подвергалась многочисленным переделкам и реставрациям. Несколько лет назад мечеть была полностью отреставрирована по всем правилам науки с восстановлением утраченных деталей и освобождением здания от архитектурных наслоений. Так, в 1985 году были полностью восстановлены два минарета, один из которых разрушился до 1665 года, другой в 1836 году. В годы советской власти мечеть была закрыта как религиозное учреждение и использовалась как памятник архитектуры и музей, а в 1990-е годы была возвращена верующим.
Текие дервишей - единственный в Крыму мусульманский монастырь («обитель дервишей») XV-XVI веков. Обитель нищенствующих монахов мусульманского вероисповедания, единственный сохранившийся до наших дней в первозданном виде памятник подобного рода на территории России. Исторический памятник состоит из трёх зданий: собственно текие, мечети и медресе. Просуществовав 300 лет, во время гонений на религию в 1930-е годы текие было закрыто и до последнего времени использовалось как складское помещение Черноморского флота. Здания текке и медресе в целом сохранились, в то время как мечеть была наполовину разрушена. В последние годы в здании текие был проведён небольшой ремонт, но полноценная реставрация до сих пор не проведена.
Еврейская синагога на этом месте располагалась издавна. Но к началу XX века скромное, обветшавшее здание уже перестало отвечать потребностям верующих. Поэтому члены общины решили старую постройку разобрать, а на её месте возвести новую, более удобную и просторную. Прежнее сооружение снесли в апреле 1911 года. Спустя два месяца состоялась закладка нового здания, а всего через год, в июле 1912-го, главная синагога Евпатории была торжественно освящена. Неофициально её называли ещё Купеческой, иногда - Торговой. Купеческая - это потому, что её построили на свои деньги местные купцы I и II гильдий (в отличие, например, от Ремесленной синагоги Егия-Капай, которую возвели для своих нужд ремесленники). Конечно, купцы были людьми более состоятельными, чем их единоверцы-ремесленники. Поэтому Купеческая синагога оказалась просторнее, вместительнее, богаче. Ну а Торговой её звали из-за близости к торгу, то есть рынку, который располагался у Крепостных ворот.
Караимские кенассы - это храмовый комплекс крымских караимов. Состоит из здания Большой и Малой кенассы (молитвенных домов), здания религиозной школы (мидраш), благотворительной столовой, хозяйственного подворья и нескольких внутренних двориков (Виноградный, Мраморный, Ожидания молитвы, Ритуальный, Мемориальный). Издавна являлся центром религиозной жизни караимов караимов России.
Армянская церковь Сурб Никогайос (Святого Николая) была построена в 1820 году. В архитектуре храма великолепно сочетаются традиции армянского народа и русского классицизма.
Свято-Николаевский собор был построен в 1893-1899 годах в византийском стиле по проекту архитектора А. И. Бернардацци в память освобождения Евпатории в Крымской войне. Собор построен вместо прежней церкви того же посвящения, пострадавшей во время войны (после окончания строительства старая церковь разобрана). Над оформлением интерьеров и иконостаса работали художники В. В. Соколовский, С. И. Строев и флорентийский мастер Ваннуки.
Храм Святого Илии Пророка - греческая церковь. По дореволюционным понятиям, к западу от неё начиналась новая часть города. Храм построен в 1911-1918 гг. городским архитектором А. Л. Генрихом. После революции церковь оставалась действующей. Её прихожане были греческими подданными, поэтому власть не сразу применила силовые приемы. Сначала постановили, что колокольный звон - явление неприемлемое для социалистической действительности, поэтому сняли колокола. Община решила защищать свой храм, для этого отправила в Москву к греческому консулу письмо с просьбой о помощи. Это обращение привело власти Евпатории в ярость, они обвинили греческую общину в клевете. В 1936 году договор с греческим обществом расторгли из-за того, что прихожане не сумели отремонтировать здание. У государства денег также не нашлось, и храм закрыли. С конца 1950-х годов в здании храма организовали спортзал. В 1959 году была разрушена звонница. К юбилею Евпатории в 2003 году колокольню восстановили, был установлен новый колокол.
На одной из стен церкви виден след от снаряда - это след от шрапнели, выпущенной с турецкого крейсера "Мидилли" (переименованный германский "Бреслау") 24 апреля 1916 года по старому стилю.
Но, конечно всё это лучше увидеть своими глазами. Евпатория и НАШ КРЫМ ждут ВАС!