Цукерберг позвонит...

Feb 04, 2014 22:03



Сегодня десять лет Фейсбуку. Что стоит за феноменом бешенной популярности этой сети и вообще, социальных сетей? Конечно, талант Цукерберга здесь на важнейшем месте, как и та среда, где он начал проявлять себя, да и время. Но это далеко не все.

Десять лет − немного для современного интернета, устоявшегося и оформившегося, каким он уже являлся к 2004 году. Поэтому на новостных и аналитических сайтах, тех что не сгинули за это время, запросто можно найти статьи и заметки той поры про фейсбук и социальные сети.

Вообще, старые новости на сайтах − это как машина времени. Это круче старых пожелтевших газет − ведь мы читаем о прошлых событиях в современном оформлении новостного сайта, убери дату, и как будто все случилось вчера. Вот, например, новость еще про одно событие, которому тоже на днях исполняется 10 лет (про него будет отдельный пост).

Впрочем, я отвлекся. Так вот, никто не предполагал тогда такого развития фейсбука, в том числе, как мне кажется, и сам Цукерберг. Сеть появилась как студенческая, и долгие годы ей предрекали кончину просто потому, что студенты вырастут и мода на фейсбук пройдет. Уже гремел во всю ютуб, дожил до звездного часа ЖЖ, уже гугл раскинул свои мощные щупальца, а фейсбук, и спустя два года после своего создания, оставался сетью весьма узкой...

Но, забрасывая сети своего таланта в пучину всемирной паутины, сумел ухватить Цукерберг, хвост огромной рыбы, ухватить и потянуть... Не представляя размеры этой рыбы, но ни на миг не останавливаясь и не ослабляя усилий, вытягивает он все больше и больше, а что еще скрывает пучина − неясно... Люди к 2004 году уже почувствовали вкус виртуальной реальности, и оставалось только дать им инструмент для создания своей виртуальной информационной копии в сети. Нельзя сказать, что это было невозможно без социальных сетей. Я и сам очень плотно и много общался на разных тематических форумах еще задолго до появления самого термина «соцсеть».



Фейсбук образца 2004 года.

Сейчас можно долго рассуждать, какой функционал есть у соцсети, и был 10 лет назад, чего не хватало старым площадкам общения − интернет-форумам и конференциям. Но суть не в этом. Вот говорят − «социальная сеть это общение». Спроси любого − а на форуме разве нельзя общаться? А разве не подходит для этой цели формат блога, например ЖЖ? Какие баталии разворачивались там! Многих такая постановка вопроса заставляет задуматься. Либо человек опять сваливается на тему функционала, мол там можно много фотографий, тут нельзя, и т.д. Но дело вот в чем. Социальная сеть впервые поставила в центр не тематику обсуждения, вопросы и задачи, как форум, и не мысли и и рассказы человека, как блог, дневник, ЖЖ. А самого человека, его переживания, интересы, взаимные симпатии, отношение к тому или другому, и т.д. При этом до предела упростив коммуникацию и поиск «родственных душ».
Фейсбук специфичен. Здесь нельзя написать нормальный рассказ с ссылками и картинками, можно лишь делиться ссылками и картинками друг с другом, а сообщение написать в формате «статуса» − даже без форматирования. Собственно, это и отвечает принципу сети − не слово, не контент здесь стоит во главе угла, а выражение своего отношения к контенту. Человек считает, что другим важно знать его позицию, отношение к тому или иному событию или факту. А также человек считает, что если он увидел что-то интересное, надо непременно поделиться с другими. Вот на этих чувствах построена социальная сеть, при том далеко не очевидно их наличие у людей. Мне кажется, даже Марк не осознавал, что это будет востребовано сознанием множества людей разных возрастов, а не только «студентов, живущих в общежитиях» (как одно издание охарактеризовало в те годы пользователей Фейсбука).

Ну и конечно, рассуждая в 2005 − 2007 годах о будущем фейсбука, практически никто не разглядел грядущей роли мобильных устройств, а уж о планшетах и вовсе не догадывались. И в этом отношении смартфоны и планшеты оказали неоценимую услугу соцсетям. Ведь фейсбук, который всегда при тебе, простейший способ сделать фото и тут же поделиться с друзьями − не это ли логичное развитие потребности общения такого рода? Ко двору пришелся купленный Цукербергом Инстаграмм − не только потому что это была хорошая разработка и сэкономила ему определенный путь, он увидел в Инстаграмме потенциал, при грамотных инвестициях способный развить начинающий сервис в конкурирующего монстра. И пока он в зародыше, купил себе.

Что ждет Фейсбук в будущем? Сейчас слышны еще голоса, предрекающие соцсети скорую кончину. Но их тональность уже другая − мало кто говорит о крахе самой идеи, прогнозируя лишь появление более успешных конкурентов. Я не исключаю такого развития событий, но слабо верю, что социальные сети будут терять популярность. Такого рода общение прочно вошло в жизнь. Десять лет изменили мир, «досоциальное» понятие интернета не вернется уже никогда.

Почему этот пост назывется «Цукерберг позвонит»? Есть такой неплохой сайт, стартаперская площадка и информационный портал на эту тему. Там множество интересных задумок и новых проектов. Кто знает, может быть пока я пишу этот пост, где-нибудь далеко, в маленькой комнатке ребята работают над новым феноменом, который изменит до неузнаваемости интернет, а может и саму жизнь?

интернет, фейсбук, история

Previous post Next post
Up