Жаркое лето 93 года. Вот уже полтора года нет СССР. Вот уже год как ушел в прошлое дефицит − пестрые ларьки полны товарами, покупай что хочешь, были бы деньги.
Собственно, о деньгах и речь. Ровно 20 лет назад в России случилась самая жесткая за всю историю денежная реформа. Все, без исключения, бумажные деньги старого образца, к которым были отнесены не только советские, но и постсоветские деньги образца 91-92 годов, прекращали свое хождение. Взамен вводились новые дензнаки. 24 июля Геращенко подписал телеграмму центробанка с условиями реформы.
Обменять на новые можно только 35 тыс. руб на человека и только до 26 июля − в ноль часов по местному времени старые деньги прекращают хождение.
Что такое 35 000 руб жарким и пыльным летом 93 года? Например, это 10 кг. вареной колбасы. Или это около 35 долларов. Примерно так. Я не знаю, из каких соображений была выбрана такая смешная сумма, но как только народ узнал условия обмена, в стране началась настоящая паника. Ситуация усугублялась сезоном − лето, многие в отпусках, далеко от дома, кое-кто по старой привычке уехал в другие республики, ставшие теперь заграницей. А обменивать, понятное дело, можно было только по месту жительства.
Паника получила настолько серьезный размах, что грозила выплеснуться на улицы в и без того плохо управляемой стране, которая катится в непонятном направлении уже второй год, Это вовремя понял президент Ельцин. Когда срок обмена подходил к концу он издал специальный указ. Сумма обмена увеличивалась до ...100 тысяч рублей. Выросшая вроде бы втрое, сумма все равно оставалась смехотворной. Но главное − срок обмена продлевался до конца августа! Причем обмен производился по паспорту, в который ставился специальный штамп.
После этого паника поутихла и ситуация перешла в формат обычного очередного «геммороя» для населения, к множеству которых, сменяющих друг друга, народ уже привыкал лет пять к ряду. Впрочем, для части населения данная реформа вообще прошла незаметно − к 93 году многие уже хранили сбережения в долларах или немецких марках. Ими же и рассчитывались за все более менее серьезные сделки. Например, мне лично менять было почти нечего.
Но в моем паспорте появился таки заветный штамп. В начале августа из Алма-Аты приехал друг моего отца и привез пачку красных десятитысячных купюр с просьбой обменять на новые зеленовато-голубые. После распада союза во многих республиках рубль продолжал свое хождение. А с введением национальных валют грозил превратиться в фантик. Поэтому и потянулись к родственникам и знакомым жители некогда дружной семьи советских народов, чтобы обменять свои залежалые рубли...
Я не зря написал «красные на зелено-голубые». Новые деньги отличались только оттенками цветов, годом выпуска на купюре, и другими мелкими деталями. Основной рисунок был идентичным − в стране просто не было средств для разработки новых полноценных купюр...
→
Для чего нужна была эта реформа?
Нельзя сказать, что она была специальной мерой антинародного правительства Ельцина, направленной на мучения простых людей. Смысл был. Дело в том, что старый рубль после распада Союза продолжал хождение в республиках. Более того, они начали печатать его в бесконтрольных количествах, ведь теперь над ними не стоял старый добрый Госбанк. Но к 93 году, собравшись с силами, независимые государства решили печатать свои национальные валюты − куда же без них? Естественно, накопленные населением этих республик старые рубли потекли бы нескончаемым потоком в Россию, которая был захлебнулась в инфляции. Вот чтобы обрезать этот поток, аннулировать все эти старые деньги, и была придумана реформа. Вот только, как это обычно бывает, продумать все как следует не получилось.
Сейчас уже мало кто помнит, но именно рассказывая про эту реформу, Черномырдин сказал бессмертную фразу, которая переживет века:
хотели как лучше, а получилось как всегда.
В этих словах не только правда простых людей, но и результат реформы для страны. Своих целей она не достигла. Рубль не укрепился, инфляция катилась дальше. Возникли проблемы с соседями по СНГ, которые еще более активно стали вводить национальные валюты. Идея общей рублевой зоны СНГ была похоронена, как мы сейчас видим, окончательно. С 26 июля 1993 года официально прекращены рублевые операции между бывшими республиками СССР − государствами членами СНГ.
Как я уже писал выше, многие к тому моменту уже твердо перешли на доллар. Не только для хранения сбережений, но и для расчетов. Я помню, как радовался что мои деньги все лежат в твердой валюте. Спустя пару месяцев после реформы, осенью 93 года в моей жизни случилось знаменательное событие − я купил свой первый автомобиль. Так что двадцатилетие водительского стажа вот вот наступит. Покупка машины не просто дала мне колеса для быстрого передвижения. Она изменила мою жизнь. Впрочем, это уже совсем другая история.