Отголоски землетрясения в Охотском море сегодня ощущались и в Москве. Покачивались некоторые высотные здания, толчки ощущались даже в метро. 2 балла − совсем не опасные толчки, от них обычно ничего не разрушается и даже не трескается. Но люди все равно выходили на улицу − ведь к такому у нас не привыкли.
Землетрясения, ощутимые для простого человека, а не только для приборов ученых, в Москве бывают крайне редко − один раз в несколько десятков лет. Тем не менее, на моей памяти это уже второе, и гораздо более слабое, нежели первое, которое случилось 36 лет назад. Мы жили на 6 этаже 9-этажного дома на юге Москвы.
Помню как мама удивленно воскликнула «смотри, диван плывет!» Я сперва не понял, что значит «плывет», но потом увидел, что стоящий у стенки диван отодвигается от нее. Ощутимый зазор образовался на глазах. При этом качалась люстра. Я услышал через дверь квартиры хлопьние дверей на лестничной клетке, и голоса. Мой отец тоже открыл дверь и выглянул в коридор. Нет, люди не спешили покидать дом, не бежали в панике на улицу, просто дом еще не был телефонизирован − позвонить куда-либо было невозможно, и народ стал выходить, чтобы обменяться старнной новостью с соседями. Я отчетливо услышал слово «землетрясение». Впрочем, пока все повыбегали, толчки прекратились.
На следующий день все только и говорили о землетрясении, ведь полная ясность уже была благодаря газетам. Из них люди узнали, что толчки в Москве были отголосками сильнейшего землетрясения в Румынии, где при амплитуде 8-9 баллов было множество разрушений и погибло более 1000 человек. Колебания распространились по геологической платформе и дошли до Москвы. Амплитуда толчков у нас составила около 4 баллов. В некоторых высотных зданиях появились трещины, но это не носило массового характера.
Я задаюсь вопросом − насколько такие толчки могут повредить Москве нынешней?
Знаменитые сталинские высотки строились с учетом сейсмоустойчивости. Останкинская телебашня вообще построена на месте, которое долго выбиралось. Под ней самый большой и стабильный гранитный валун. Всем этим домам уже десятки лет, но я уверен, что с ними ничего не случится.
А вот взять, скажем, башни «Москва-Сити». Как они переносят все это? Да что далеко ходить. Сам я живу в новостройке. Правда, дом это невысокий (12 этажей, кое-где 18) и при этом о-о-очень длинный (почти километр). Причем имеет солидную подземную часть еще большей ширины, чем надземная (подземный паркинг). Через это его устойчивость представляется весьма уверенной. Но вот совсем рядом со мной стоят 4 башни высотой 33 этажа. Собственно, вот они (это та самая фотография, на которую я не заявил авторство и она расползлась по Интернету и не только, а теперь я жалею).
Правда, и там подземная часть есть, и видимо проект прошел экспертизы, но все же... Я хорошо помню тот ползущий диван. Я был на шестом этаже. А если бы на 33-м?