любопытно как там по рейтингам выйдет, а по воздействию лично на меня никак нельзя сравнивать «Катынь» Вайды, показанного вчера по культуре, и «Повелитель бури», показанного вчера же по орт,
не в том смысле, что «Повелитель» плох. Сцена, где сапёр заходит в душевую кабину после задания, включает воду и с его формы защитных цветов начинает стекать вода кровавого оттенка. По-моему, очень сильная сцена.
«Катынь» ближе и нужнее, по моим личным ощущениям. «Повелитель» - фильм про чужую жизнь, про очень чужую жизнь.
В финале «Катыни» потрясшая лично меня сцена расстрела поляков. Потрясшая тем, как всё автоматизировано у палачей. Как один безликий человекоподобный приводит человека, другой стреляет, третий оттаскивает, четвёртый замывает кровь.
Все движения отлажены, точны, все движения делаются на автомате, занимают одинаковое время. Никаких отклонений от плана. Это машина. Это ровесники моих прадедушек и прабабушек. Это люди, рядом с которыми жили мои дедушки и бабушки. Люди, рядом с которыми росли мои родители. Люди, потомки которых наверняка вокруг меня и вокруг вас.
На пятой минуте обсуждения фильма Никита Сергеевич Михалков сказал, что в фильме очень много обиды автора, Вайды (у него там отец погиб, если что, чего обижаться-то?). Никита Сергеевич говорил, что зло у Вайды безлико, ему, Никите Сергеевичу, не ясно, откуда это зло, кто эти люди, такое зло творившие.
Когда польского генерала заводят в тёмную тесную комнату, где тройка подписывает генералу смертный приговор, над судьями огромный портрет Сталина.
Это к вопросу, откуда это зло.
К вопросу, кто эти люди. Я чуть выше подробно описал сцену казни. Палачи это машины. Безликие роботы в советской форме.
обсуждение фильма я выключил на пятой минуте.
Кстати, фильм Вайды дошёл до шорт-листа Оскара вместе с фильмом Никиты Сергеевича «12» и австрийским фильмом «Фальшивомонетчики». Получил тогда Оскара «Фальшивоменетчики». И хорошо, а то, боюсь, много нового о «Катыни» и Вайде можно было бы узнать от Никиты Сергеевича.
(кстати, вот если бы я, не дай бог, выбирал бы, кому дать Оскара, то дал бы именно «Фальшивомонетчикам». Хотя «Катынь» меня острее задела, «Фальшивомонетчики» всё же гораздо современней сделаны, там интересный синтез иронии, комичности и трагической истории.)
Оно ведь жуткое совсем дело. Вайда, которому уже девятый десяток, первым снимает фильм о Катыни. Это ведь удивительное дело, как человеку в таком возрасте не всё равно. Как это он не сидит и не смотрит вдаль, а делает кино.
И пофигу, что кино архаичное.
Здорово, что показали.