Уборка улиц и дворов − кто это делает? Кто должен делать?

Feb 10, 2013 13:27


Множество вопросов возникает, особенно в зимнее время, про уборку дворов и территории. У меня складывается впечатление, что у массы наших граждан, в том числе и журналистов, которые пишут и снимают репортажи (впрочем, о них я уже писал), совершенно неверное представление о том, какие организации выполняют уборку в Москве

Скажу сразу − управляющие компании многоквартирных домов, будь то ДЕЗы, или частные компании, не имеют отношения к уборке территории. За редким случаем, когда жители сами нанимают их для этого по своей инициативе, проводя отдельное общее собрание собствнников и включая в платежки стоимость этой дополнительно услуги (впрочем это отдельный вопрос, которого мы коснемся позже).

Почему так? Очень просто. Управляющая организация в доме занимается обслуживанием общего имущества собственников помещений в доме − всех коммуникаций, здания, уборкой подъездов, инженерных систем, и т.д. За это собственники помещений платят ей деньги, поскольку это их общее имущество.
Земля вокруг дома не является общим имуществом собственников. (Да, есть статья 36 ЖК, где написано обратное, я готов подискутировать по этому вопросу с желающими в комментах, сейчас речь не об этом.) Земля является собственностью города за исключением тех случаев, когда собственники помещений в доме оформили себе в собственность участок. То есть, по умолчанию, вся земля городская. Поэтому город убирает ее за свой счет.

Как это происходит? Ежегодно город проводит аукцион согласно 94 ФЗ на санитарное обслуживание и уборку территорий города. Конкурс проводит ГУ ИС каждого района, территория разделена на лоты. По традиции отдельными конкурсами идут уборка придомовых территорий и уборка объектов дорожно-транспортной сети, то есть улиц.

Конкурс выигрывают определенные организации, всегда частные, и они осуществляют уборку. Почему же с этим столько проблем?
Все просто. Конкурсы выигрывают структуры, которые сами не убираются и не могут это делать. Исключения есть, но они не часты.
Это, фактически, прокладки между бюджетными деньгами и реальными исполнителями работ. А реальными исполнителями становятся организации, которые убирали в прошлом году, либо, иногда те же управляющие компании домов, но они работают НА ПОДРЯДЕ у тех организаций, которые выиграли конкурс и имеют контракт с ГУ ИС. Иногда таких прокладок не одна, а три-четыре.
В резульате, реальным исполнитялям достается очень маленькая часть тех денег, которые заложены в госконтракт.

Поэтому, если улицу плохо убирают, получается такой расклад  − официально госконтракт заключен с одной организацией, и ГУ ИС имеет  право спросить с нее за уборку. А фактически, убирает организация через цепочку подрядов. Она не имеет прямых договорных отношений и обязательств перед ГУ ИС. Если мы поймаем на улице дворника, и узнаем название компании, которая реально эту улицу убирает, это название нам ничего не даст. Мы не можем жаловаться в ГУ ИС на эту компанию. ГУ ИС может даже не знать ее названия. А организация, которая имеет с ГУ ИС официальный контракт, и в отношении которой госзаказчик, в данном случае ГУ ИС может применять санкции − это, как правило, фирма-пустышка.

Кстати, тем, кто интересуется этой «кухней» очень рекомендую почитать статью «Цирковой аукцион», о событиях вокруг аукциона на уборку в тот год, когда префектом САО был Митволь. Я хорошо помню эту историю и она очень показательна. Читать статью →

И крайне запутанная и неприятная ситуация возникает во дворах домов. Жители этих домов, не понимая механизма, жалуются в свою управляющую организацию. Та отвечает − «мы землей не занимаемся, обращайтесь в ГУ ИС». Они жалуются туда, те вынуждены давить на ту организацию, которая осуществляет уборку по госконракту.

Опытные работники ГУ ИС, прекрасно зная весь этот механизм сразу, после начала нового года, и начала действия нового контракта, выясняют, кто фактически убирает территории. И общаются напрямую с этой организацией. Общаются неофициально, ведь прямого договора с ними нет. Общаются примерно в таком ключе − «вы убирайте, пожалуйста, хорошо, а то жители жалуются, мы сделаем снятие (оштрафуем), ту компанию, с которой у нас конракт, они переложат это на своих подрядчиков, те на своих, и т.д, и в итоге дойдет до вас, и вы недополучите денег, так что работайте хорошо».
Иногда в ответ они слышат «а до нас итак не доходят никакие деньги, они уже два месяца нам не платят, поэтому мы убирать лучше не будем». И начинается разборка. Доходит и до суда и до расторжения госконтракта. Все это время, пока идет суд, как правило, улицы вообще никто не убирает.

Возникает вопрос − а почему на конкурсе имеют возможность выигрывать те компании, которые реально не могут и не будут убирать, а будут нанимать на подряд. Ответ простой − так составлен закон. Формальные условия участия в конкурсе они выполняют, во время аукциона дают снижение, и их признают победителями. Вот так и живем.

Причем в других городах, как я узнал, ситуация совершенно иная. Когда ко мне обращаются за консультациями по вопросам ЖКХ люди из других городов, иногда речь заходит об уборке территории. И я с удивлением узнаю, что там дворы убирают управляющие организации! Да, земля городская, поэтому они получают средства от города. Но без всяких цепочек, и, главное, жителям есть с кого спросить − ведь это их же, родная, управляющая организация!

Я считаю такую практику очень правильной. И хорошо что мэр Собянин в этом году предложил начать внедрять такую схему у нас. Насколько мне известно, в качестве эксперимента некоторые дворы стали убирать управляющие организации домов. Мне только непонятно, как это оформляется − ведь бюджетные деньги, госзакупки товаров и услуг, должны проводиться только через аукцион, или конкрус, или запрос котировок (что здесь неприемлемо, т.к. суммы много больше допустимых для такой формы). Но в целом эта мера крайне нужная и практика правильная.

Дополнение спустя два года. На практике эта мера выродилась в создание ГБУ "Жилищник" - огромного государственного бюджетного учреждения, которое обслуживае дома, ранее обслуживаемые ДЕЗами и убирает территорию. Но не только у этих домов, а у разных других домов, в том числе и обслуживаемых другими организациями. По факту, как и раньше, управляющие компании домов не имеют возможности получить госконтракт на уборку территорий около этих домов.

Причем вопрос касается не только уборки. Во дворах много различных элементов благоустройства − парковой мебели, детских игровых комплексов, зеленых насаждений, в том числе высаженных и самими жителями. Если это обслуживает город и подрядная организация, которая пришла неизвестно откуда, то ей нет никакого интереса делать это хорошо. Если эту работу выполняет управляющая организация дома, то в тесном контакте с жителями, под их пристальным контролем, гораздо больше шансов, что это будет делаться лучше. Особенно, если эта так организация, которую выбрали сами жители, и которая понимает, что если будет работать плохо, то может потерять дом

городское хозяйство, меняем мир к лучшему, аналитика, позиция, городская власть

Previous post Next post
Up