Окончание статьи контр-адмирала Валерия Алексина

Aug 12, 2015 13:43



2005 год. Американская АПЛ "Сан Франциско" после столкновения с "неизвестной подводной скалой".

...Подводный стратегический ракетоносец "Борисоглебск" отрабатывал задачи боевой подготовки в полигоне в 100 милях севернее района описанного выше инцидента. Дойдя до северной кромки назначенного ему полигона, "Борисоглебск" лег на обратный курс, имея скорость 4 узла. Примерно через 25 минут на корабле ощутили сильный внешний удар, затем скрежет, и лишь после этого гидроакустики доложили об обнаружении шумов иностранной АПЛ, которая увеличила ход до 23 узлов, чтобы оторваться от нашей субмарины. В ходе расследования было установлено, что АПЛ ВМС США "Грейлинг" следила за "Борисоглебском", находясь на его курсовых углах 155-165 градусов левого борта в дистанции около 60-70 кабельтовых (11-13 км). После изменения курса нашей АПЛ "Грейлинг" потеряла ее и для восстановления гидроакустического контакта устремилась в точку его потери на скорости 8-10 узлов (15-18,5 км/час).

Однако существует такой гидроакустический феномен (и опытные подводники о нем знают): в секторе 30-40 градусов носовых курсовых углов работа основных шумоизлучающих механизмов АПЛ (винты, турбины, циркуляционные насосы, автономные турбогенераторы) экранируется корпусом корабля, и образуется некая "гидроакустическая воронка". Шумовая диаграмма лодки имеет при виде сверху форму летящей белки-летяги. Поэтому, сближаясь на встречных или почти встречных курсах, подводные лодки обнаруживают друг друга на очень малых расстояниях. Гидроакустики "Грейлинга" обнаружили нашу лодку в режиме шумопеленгования (а это на всех подводных лодках всех стран основной режим наблюдения, обеспечивающий главное тактическое преимущество подводных сил - их скрытность) на расстоянии около одного километра (около 6-8 кабельтовых). Пока при скорости относительного сближения 2 кабельтова в минуту их БИП оценивал условия расхождения, командир корабля по постоянству пеленга уже понял, что столкновение неизбежно. Однако его попытки изменить курс и начать всплытие ввиду большой инерционности лодки были безуспешными и столкновения не предотвратили. Но удар пришелся в палубу носовой надстройки, и "Борисоглебск" отделался легкими повреждениями. Если бы при таком "слепом сближении" удар был бы нанесен на 30-40 метров ближе к корме, в район ракетных шахт, где находились баллистические ракеты, то последствия могли бы быть самыми непредсказуемыми...

КТО УТОПИЛ К-219 В СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКЕ?

Остальные из этих двух десятков столкновений (включая и К-129) произошли в океане в годы холодной войны на маршрутах и в районах боевого патрулирования наших стратегических ракетоносцев, когда за ними вели слежение АПЛ "вероятного противника" и на подходах к его ВМБ, когда разведку вели противолодочные АПЛ советского ВМФ. Здесь также есть несколько загадочных историй, когда американцы всеми правдами и неправдами пытались "спрятать концы в воду". Самым ярким из них является затопление в Саргассовом море 6 октября 1986 г. стратегического ракетоносца К-219 Северного флота в результате пожара ракеты в ракетной шахте, происшедшего 3 октября того же года. Тогдашний советский лидер Михаил Горбачев узнал об этой аварии из телефонного разговора с президентом США Рональдом Рейганом еще до того, как ему доложили об этом министр обороны и главнокомандующий ВМФ СССР, еще до получения на берегу донесения от командира К-219 об аварии на АПЛ. Попросим читателей обратить на этот факт внимание, так как он повторится в августе 2000 г.

В октябре 1986 г. стратегический подводный ракетоносец К-219 Северного флота находился на боевом патрулировании в назначенном районе Северной Атлантики. После всплытия в ночное время для сеанса связи с берегом и не обнаружив ни в перископ, ни с помощью пассивной станции обнаружения работающих радиолокаторов никого в своем районе, ракетоносец погружался на заданный горизонт, когда примерно на глубине 65 метров лодку неожиданно качнуло и гидроакустики доложили, что обнаружили шум винта рыболовного сейнера и записали его на магнитофон. На глубине 80 метров из ракетного отсека поступил доклад о срабатывании сигнализации "Пожар в ракетной шахте", была объявлена аварийная тревога. Однако с пожаром экипаж справиться не смог, трое подводников в ракетном отсеке погибли. Ядовитые пары окислителя ракетного топлива стали распространяться через судовую вентиляцию по другим отсекам, и, чтобы не погубить экипаж, командир лодки капитан 2 ранга Игорь Британов всплыл в надводное положение. Но на поверхности океана никаких рыболовных судов он не увидел. Для гарантированного отключения ядерных реакторов он приказал поставить их компенсирующие решетки на механические концевые стопора. При этом погиб матрос Сергей Преминин, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Экипаж корабля вывели на надстройку и в ограждение рубки. На крышках ракетных шахт была обнаружена посторонняя глубокая борозда, отливающая графитовым блеском, которая заканчивалась на крышке аварийной шахты, где случился пожар ракеты. В течение двух суток пытались буксировать корабль подошедшими спасательными средствами. Однако через поврежденную ракетную шахту и судовую вентиляцию корабль заполнился забортной водой и 6 октября затонул на глубине около 4 км. Весь остальной экипаж был эвакуирован на подошедшие корабли. В ходе расследования этой катастрофы Правительственной комиссией при спектральном анализе магнитной записи гидроакустических шумов погружения от 3 октября было установлено, что они принадлежат АПЛ ВМС США типа "Лос-Анджелес". То есть разгерметизация ракетной шахты в результате столкновения с этой АПЛ привела к раздавливанию ракеты в ней, рассчитанной на предельное давление 50 метров, и последующему пожару. В ноябре того же года стало известно, что после столкновения с неустановленным предметом в аварийный ремонт была поставлена АПЛ "Огаста" именно такого типа. Получалось, что это именно она столкнулась с К-219.

Однако, когда комиссия ВМФ под руководством адмирала Григория Бондаренко в декабре 1986 г. расследовала столкновение при всплытии в полигонах боевой подготовки другого ракетоносца Северного флота - К-457 - при возвращении его с боевой службы с рыболовным траулером "Калининск", она обнаружила, кроме повреждений лобовой части ограждения боевой рубки, на крышках ракетных шахт точно такой же посторонний след, как и на К-219, идущий с кормы в нос. Но глубина его была меньше, что, видимо, и спасло нашу лодку от более крупных неприятностей. Исследование записей самописцев гидроакустического комплекса показало, что это был след от столкновения 30 октября того же года после изменения курса нашей лодкой, но совсем в другом районе Атлантики, где ранее разведкой отмечалась АПЛ "Огаста". Кто же тогда таранил К-219? Почему утечку информации ЦРУ и Штаб ВМС США сделали только по "Огасте"? По-моему, ответы ясны. Потому что последствия этих двух столкновений совсем разные. А ту лодку, которая вспорола ракетную шахту на К-219, замаскировали "Огастой" и тайно отремонтировали в другом месте. Кстати, такие же следы оставила на крышках ракетных шахт тихоокеанского ракетоносца К-408 при его плавании в полигонах боевой подготовки в 1974 г. и АПЛ ВМС США "Пинтадо".

Тактическое двустороннее учение Северного флота, в ходе которого погиб "Курск", завершало плановую подготовку сил авианосной многоцелевой группы (АМГ) во главе с тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" к их осеннему походу в Средиземное море совместно с кораблями Балтийского и Черноморского флотов. Поход планировался в соответствии с указом президента Путина от 4 апреля сего года, объявляющего "Основы морской политики РФ на период до 2010 года", и должен был положить начало возвращению России после десятилетнего перерыва в этот ключевой регион Мирового океана. Естественно, он вызвал повышенное внимание руководства НАТО и морских ведомств США, Великобритании и Норвегии, которые направили в район учений, объявленный установленным в международной практике образом, дополнительные силы разведки.

В их число входили АПЛ "Мемфис" и "Толедо" ВМС США, а также АПЛ "Сплендид" ВМС Великобритании, для которых Баренцево море давно стало основным районом деятельности. За надводными силами СФ, участвующими в учении, следили надводные разведывательные корабли США и Норвегии, а за нашими подводными лодками следили названные три АПЛ как самые эффективные из всех противолодочных сил и средств.

Все запланированные на учении стрельбы зенитными и противокорабельными ракетами по соответствующим мишеням были выполнены 10 и 11 августа. Ракетную стрельбу практической ракетой "Гранит" по морской цели успешно выполнил и "Курск". На 12 августа было запланировано проведение торпедных атак подводных лодок по отряду боевых кораблей (ОБК) "противника", обозначаемых тяжелым атомным ракетным крейсером (ТАРКР) "Петр Великий" (главная цель) с кораблями охранения. Генеральный курс ОБК проходил на юго-восток, вдоль него и были расположены учебные районы боевых действий атакующих подводных лодок, в одном из которых, размером 15 на 20 миль, находился и "Курск".
Что произошло с "Курском"?

Дальнейшие события описываются исходя из выработанного десятилетиями стереотипа выполнения подобных боевых упражнений и тактики действий многоцелевых подводных лодок. Заняв назначенный ему район и произведя донесение об этом и о готовности к выполнению торпедных стрельб, командир произвел доразведку района, дойдя до его южной кромки. Затем лодка развернулась на обратный курс в направлении на северо-запад и всплыла на перископную глубину 19 метров для ведения радио- и радиотехнической разведки надводных сил "противника". При этом кроме перископа у нее были подняты выдвижные устройства для ведения такой разведки, антенны связи, радиолокационная станция для обеспечения безопасности плавания в скрытных режимах работы и, возможно, шахта ПВП (пополнения воздуха высокого давления под водой), так как лодка третьи сутки находилась в море и совершила к этому времени множество всплытий и погружений. Для улучшения управляемости на перископной глубине при волнении моря 3 балла, в уравнительную цистерну был принят дополнительный балласт и назначена скорость около 8 узлов. В полдень 12 августа ОБК "противника" маневрировал примерно в 30 милях (55 км) к северо-западу от района, где находился "Курск".

С этого же направления к нашей лодке стремилась встречным курсом следившая за ней двое суток иностранная АПЛ (ИАПЛ), потерявшая из-за указанных маневров гидроакустический контакт с ней и торопившаяся восстановить его. Прошло десять, двадцать минут, а "Курск" все не обнаруживался. И тогда командир ИАПЛ решил всплыть для уяснения обстановки на перископную глубину (ведь "Курск", по его предположениям, мог находиться и в надводном положении). Глубину, опасную от таранного удара (от 50 м до перископной), подводники всего мира проходят быстро, на скорости около 12 узлов. На подходе к перископной глубине (для них - 14-15 метров) ИАПЛ неожиданно для себя ударила нижним подзором носовой части с острого курсового угла в верхнюю область правого борта носовой части "Курска", где находился торпедный аппарат (ТА), заряженный боевой торпедой УСЭТ-80. Из шести ТА нашей лодки только в двух находились практические торпеды, остальные четыре аппарата были снаряжены боевыми торпедами: две УСЭТ-80 и две 65-76, ведь "Курск" - это корабль постоянной боевой готовности. Кроме того, еще 18 боевых торпед штатного боекомплекта находились на стеллажах первого отсека.

Столкновение подводных лодок - это не столкновение двух автомобилей, остающихся в изуродованном виде на месте. Оба подводных объекта, один - массой почти 24 тысячи тонн - "Курск", другой - 6900 тонн (АПЛ типа "Лос-Анджелес") или 4500 тонн - "Сплендид", продолжают двигаться с прежней скоростью (в данном случае относительная скорость встречного движения 5,5 м/сек), разрушая и разрывая все на своем пути, в том числе и свои корпуса. И поскольку АПЛ ВМС США и Великобритании по технологической традиции строятся однокорпусными с толщиной корпуса 35-45 мм, а наши - двухкорпусными, где толщина наружного легкого корпуса всего 5 мм, то при прочих равных условиях большие повреждения получают именно наши лодки. Уже через секунду после первого соприкосновения ТА правого борта с боевой УСЭТ-80 был смят на половину своей длины. Это вызвало детонацию и взрыв боеголовки торпеды, где основная энергия пошла по пути наименьшего сопротивления - в сторону задней крышки ТА, которая взрывом была вырвана, и через дыру более полуметра в диаметре в отсек хлынул поток воды, заполняя его и вызвав короткие замыкания электрических сетей. Стал быстро нарастать дифферент на нос. Возможно, командир "Курска" для его отвода успел дать команду увеличить ход и переложить носовые рули на всплытие. Но исполнить все это времени уже не было. От коротких замыканий электросетей сработала аварийная защита обоих реакторов, лодка лишилась хода, управления и с нарастающим дифферентом все быстрее погружалась, пока примерно через минуту не ударилась носовой частью о дно моря.

Далее, мгновенно пройдя полутораметровый слой ила, огромная АПЛ по инерции бороздила носовой частью скальную основу дна Баренцева моря, пока не смяла передние крышки других торпедных аппаратов, где находились боевые торпеды с тротиловым эквивалентом их боеголовок около двух тонн, которые и взорвались, приведя к катастрофе корабля. Возможно, при этом сдетонировали и стеллажные торпеды, на что указывает огромная пробоина в прочном корпусе "Курска" (рассчитанном на давление 60 атмосфер) площадью 6 квадратных метров над первым отсеком. По записям сейсмических станций, это произошло через две с половиной минуты после первого взрыва. Одновременно были проломлены межотсечные переборки во второй, третий и четвертый, а возможно, и пятый отсеки, так как они рассчитаны на давление всего 10 атмосфер. В эти две с половиной минуты погибли до 78-90 членов экипажа.

От сильнейшего удара о грунт при дифференте около 30 градусов в кормовых отсеках сорвало с фундаментов основные механизмы главной энергетической установки "Курска": турбины, турбогенераторы, обратимые преобразователи и т.п., а с ними и гребные валы, которые разгерметизировали дейдвудные сальники и межотсечные подшипники и уплотнения. Через эти неплотности на глубине 108 метров хлынула вода, которая вызвала короткие замыкания и возгорания в кормовых отсеках, что подтвердили норвежские водолазы, заглянув в девятый отсек. Таким образом, в течение короткого времени погиб и личный состав кормовых отсеков.
Где убийца "Курска"?

Куда же делась обидчица "Курска"? К моменту катастрофического взрыва в первом отсеке нашей лодки, то есть через две с половиной минуты после первого соприкосновения, она, распоров правый борт "Курска", также лежала на грунте примерно в 700 метрах по корме от нашей субмарины. Повреждения, которые она получила, определялись первым взрывом УСЭТ-80 и механическими повреждениями ее корпуса и забортной арматуры, полученными при контактном движении обеих лодок относительно друг друга в первые 15-20 сек.

Видимо, она получила пробоину в обтекателе гидроакустического комплекса (ГАК), повреждения носовых антенн ГАК (режимов шумопеленгования и измерения дистанции), пробоины внутренних носовых цистерн главного балласта, носовых (рубочных, если АПЛ ВМС США) и правого кормового горизонтальных рулей и стабилизаторов. Возможно даже, что был затоплен ее первый отсек и в нем погибли люди. Но основные жизненно важные механизмы ее остались исправными или получили незначительные повреждения. Создав противодавление в первом отсеке около 11 атмосфер, починив за сутки механизмы, необходимые для обеспечения движения и управления подводной лодкой на глубине, аварийно запустив ядерный реактор от аккумуляторной батареи (она для этого и стоит на АПЛ), иностранная подлодка смогла подвсплыть до глубины 40-50 метров, дать малый ход и так, ковыляя, унести ноги с места происшествия.

В это время, 13 августа, вне расписания и прилетали в район аварии два противолодочных самолета "Орион" берегового базирования. Видимо, они обеспечивали прикрытие начала движения лодки в ближайшую ВМБ НАТО. Или, если бы она не смогла двигаться, немедленно донесли бы об этом своему командованию.
Реакция политиков

Настало время вспомнить о телефонном звонке Рональда Рейгана Михаилу Горбачеву 3 октября 1986 года. Точно так же теперь звонил Владимиру Путину Билл Клинтон 13 августа 2000 года. Содержание их разговора неизвестно, но через два дня Москву посетил инкогнито директор ЦРУ. За то, что об этом стало известно общественности, как писала одна популярная газета, своей должностью поплатился один из высоких чинов СВР. Почти сразу после этого разговора и визита Билл Клинтон заявил об отказе подписывать закон о начале развертывания национальной ПРО США, против чего так активно выступала в этом году Россия. Не странно ли это? Для подтверждения алиби ВМС США в катастрофе "Курска" на весь мир показали зашедшую в одну из ВМБ НАТО в Норвегии целую и невредимую американскую АПЛ "Мемфис". И за месяц ни слова о том, где и в каком состоянии находятся новейшая американская АПЛ "Толедо" (как и "Курск", принятая в состав флота только в 1995г.) и английская "Сплендид", также следившие за нашими подлодками на учениях СФ.

Во время работы юбилейной Генеральной Ассамблеи ООН советник президента США по вопросам национальной безопасности Самюэль Бергер вручил своему российскому коллеге Сергею Иванову письмо нового начальника штаба ВМС США адмирала Вернона Кларка, адресованное главкому ВМФ России Владимиру Куроедову, и еще одно послание министра обороны США Уильяма Коэна для министра обороны России Игоря Сергеева, в которых "выражается мнение, что на борту (нашей. - В.А.) подлодки имели место взрывы", и подчеркивается непричастность американских подводных лодок или надводных судов к этой аварии. Послания хорошие. Но значительно полезнее для дела было бы передать нашей стороне магнитные пленки с записью этих взрывов, чтобы специалисты в области спектрального анализа расшифровали природу каждого из них. Особенно первого, так как эти сейсмические колебания могли быть вызваны столкновением огромных подводных масс АПЛ.

Хотя кроме обычной военной хитрости (введение противника в заблуждение) здесь, возможно, есть и указатель верного направления. Давно замечено, что каждый корабль, как и человек, имеет свою судьбу. Один прослужит всю жизнь в составе флота без крупной аварии или поломки, а другого эти происшествия буквально преследуют, случаясь иногда по несколько раз в году. Так АПЛ "Скорпион" ВМС США до своей гибели в мае 1968 года в том же году имела два других аварийных происшествия. Нашей К-131 тоже не везло. В 1968 году она столкнулась с американской АПЛ. А в 1984 году на лодке произошел большой пожар, погибли 13 человек. Нельзя назвать счастливой и АПЛ "Сплендид" ВМС Великобритании: в Баренцевом море ее постоянно преследуют аварии.

Было бы очень хорошо, если бы Владимир Путин, руководство Федерального собрания РФ, председатель правительственной комиссии по расследованию этой катастрофы Илья Клебанов, министр обороны РФ Игорь Сергеев и главком ВМФ Владимир Куроедов обратились к своим коллегам в Соединенных Штатах и Великобритании с просьбой показать в ближайшую неделю нашим специалистам две АПЛ: "Толедо" и "Сплендид". Полученные ими повреждения быстро устранить нельзя. А если они исправны и невредимы, то дружба и доверие между нашими странами еще более укрепятся.
Аварийность в ВМС НАТО

За 5 лет (1983-1987 г.) на подводных лодках ВМС США произошло 56 столкновений, 113 пожаров, 12 посадок на мель, 85 взрывов и 48 затоплений внутренних помещений и отсеков. Только в 1989 году в ВМС США произошло 71 аварийное происшествие с кораблями; в том числе 34 - с атомными подводными лодками, из них 8 - с ПЛАРБ и 26 - с торпедными ПЛА: среди них 12 пожаров, 2 аварии ГЭУ, 3 посадки на мель и 9 столкновений. У нас такого за один год никогда не бывало.

В 1995 году в ВМС Великобритании зафиксировано: 97 пожаров и возгораний; 17 случаев затоплений корабельных помещений. Около 50% аварий произошло в период пребывания кораблей и судов в море. 75 случаев возгораний произошло на надводных кораблях, 10 - на подводных лодках и 12 - на судах вспомогательного флота. Это только отдельные примеры.

В целом за последние 5-10 лет аварийность на ПЛ ВМС США и ряда других стран НАТО, по оценке их руководителей, продолжает оставаться значительной. Этот вывод подтверждается достаточным количеством фактов. По оценке американских специалистов, несмотря на принимаемые различного рода организационные, научно-технические, практические меры и создание дополнительных специальных органов, предназначенных главным образом для решения задачи предупреждения и снижения аварийности, она в ВМС США и ряде других стран НАТО пока заметно не снижается.
Военное противостояние на морях продолжается

Анализ состояния и перспектив развития на ближайшие 25-30 лет ВМС стран НАТО показывает, что все они продолжают укреплять и совершенствовать свои ВМС. Продолжающееся по принятым ранее программам строительство современных кораблей, в том числе подводных лодок, среди них - в США, Франции, Великобритании и Китае - ударных атомных, а также вооруженных баллистическими ракетами с дальностью стрельбы до 8500-11000 км, а в США и во Франции еще и атомных авианосцев, значительно усилит к началу ХХI века боевой потенциал ВМС этих стран, а также Германии, Швеции, Турции, Италии и Японии.

Особую опасность в этом направлении представляют столкновения подводных лодок различных стран в подводном положении, убедительные примеры которых приведены в начале статьи.

Для боевых кораблей, торговых и рыболовных судов всех стран мира существует система правил, устанавливающих порядок действий судоводителей по предотвращению столкновений судов в различных условиях мирного надводного плавания. Они изложены в "Международных правилах предупреждения столкновений судов в море, 1972 г." (МППСС-72), принятых Межправительственной морской консультативной организацией в рамках ООН.

С выходом боевых кораблей советского ВМФ в середине 1960-х гг. в Средиземное море, где господствовал 6-й оперативный флот ВМС США, участились случаи опасного маневрирования, грозящие столкновениями, серьезными авариями кораблей и гибелью моряков с обеих сторон. В результате активного переговорного процесса 25 мая 1972 года было подписано Соглашение между правительствами СССР и США о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним. За правительство СССР это соглашение подписал первый заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал флота Владимир Касатонов, отец нынешнего адмирала Игоря Касатонова. За прошедшие 28 лет это соглашение показало свою высокую эффективность в обеспечении безопасности плавания, маневрирования и применения практического оружия кораблей нашей страны и США. Поэтому после 1986 года аналогичные двусторонние соглашения с правительствами СССР и России подписали еще 12 стран: Великобритания, Германия, Франция, Канада, Нидерланды, Норвегия, Испания, Италия, Греция, Япония, Республика Корея и Португалия. Однако эти соглашения не затрагивают проблемы безопасности подводного плавания.

Главный штурман ВМФ контр-адмирал Валерий Алексин

Флот

Previous post Next post
Up