Из доклада "Изборского клуба" по военной реформе
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СИЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ РОССИИ
Чем ближе объявленный Вашингтоном на 2014 год вывод Международных сил по поддержанию безопасности в Афганистане (ISAF), тем взрывоопаснее становится обстановка в Центральной Азии. А объединение афганских племен под властью радикальных мусульманских партий, под управлением талибов, позволяет предположить уже в самое ближайшее время не спонтанную, а организованную угрозу экспорта исламского экстремизма и наркотиков опийной группы на территории стран ОДКБ, Ирана, а значит - и России. И эта угроза будет исходить не от ослабленного и раздробленного племенными распрями, а из целостного, усиливающегося и враждебного Афганистана.
Сейчас многое говорится о «сетецентрических» войнах. Но соответствующими технологиями боевых действий, к сожалению, владеют только несколько стран.
В концепции войны «нового типа» спецназ, как одна из составных частей сил специальных операций и как орган, способный самостоятельно добывать и реализовывать полученную или добытую им информацию, -будет играть одну из основных ролей в обеспечении национальной безопасности России.
Если оценивать опыт стран, которые активно ведут боевые действия в различных регионах мира, то совершенно очевидно, что все они придают своим Силам Специальных Операций (ССО) огромное значение. Такие командования сегодня созданы практически во всех ведущих армиях мира и постоянно развиваются. Так, например, США усиливают военную разведку РУМО агентурной составляющей - с задачей обеспечить свои ССО достоверной и своевременной информацией с «земли» для её использования в нужном месте и в нужное время.
Преимущество ССО, или, по нашей терминологии, «спецназа» - состоит прежде всего в том, что он может успешно действовать как в крупномасштабной войне, так и в локальных вооруженных конфликтах, по примеру Афганистана, или же обеспечивать проведение контртеррористических операций. Иными словами, Силы специальных операций и их составная часть, «спецназ», - это универсальное наступательное оружие. Страна и армия, владеющие этим оружием, всегда будут иметь преимущество над противником, который такового не имеет.
Сегодня в российских Вооружённых Силах назрела настоятельная необходимость создания единого Командования специальными операциями (КСО) с подчинением ему сил специальных операций: частей специального назначения, «спецназов». При создании КСО нужно исходить из оценки вероятного противника и характера будущих вооруженных конфликтов. КСО должно быть в состоянии осуществлять планирование и проводить операции в вооруженном конфликте или в локальной (региональной) войне и одновременно активно участвовать в одной-двух контртеррористических операциях без привлечения дополнительных сил и средств, а резервные формирования КСО привлекать только на завершающем этапе. В «большой войне» КСО должно выполнять задачи самостоятельно, но усиление осуществлять за счет привлечения резервных формирований и мобилизационного развертывания. Такой подход определяет основу для формирования структуры КСО, определения его состава и боевых возможностей, порядок подчиненности, а также порядок и объём финансирования для выполнения всего комплекса задач.
Создание Командования специальных операций - не просто формирование дополнительного органа военного управления и передача ему каких-то подразделений, а создание полноценного наступательного рода войск, до настоящего момента отсутствовавшего в полном, законченном виде в структуре Вооруженных Сил Российской Федерации.
С изменением в целом характера и способов вооруженной борьбы, способов нелетального воздействия на страны и население, масштабов применения войск и вооружений, меняются и подходы к структурам армии. США, Великобритания и другие страны, имея разведку как вид наступательного оружия, уже давно определились с путями и способами её развития и совершенствования, мы же в этом вопросе, придерживаясь оборонительной стратегии, намного уступаем только потому, что разведка не может быть оборонительной.
Разведка сегодня - это наступательное средство в руках политика и военачальника.
Рост возможностей технической разведки и сведение получаемой информации в единый поток требуют новых подходов, как к структурам войсковой разведки (часть/оперативное командование), так и к структурам стратегической разведки, к которым относится и части спецназа. Создание же Командования специальных операций позволит решить целый пласт нерешаемых в современных условиях задач, стоящих как перед Вооруженными Силами России в целом, так и непосредственно перед разведкой. Это позволит создать принципиально новый для России род войск, объединив в нём различные пока еще разрозненные структуры и создав новые, не имеющие аналогов в мире.
Концентрация сил специальной разведки (разведка/уничтожение) и других структур, необходимых для выполнения специальных задач, подготовка и оснащение их по единым требованиям, применение под единым командованием, - позволит иметь силы и средства для выполнения практически всех первоочередных задач в ограниченное время, в условиях крупномасштабной войны на любом стратегическом направлении.
В условиях возникновения нетрадиционных способов ведения войны (контртеррористические операции, «цветные революции», переросшие в вооруженное противостояние по типу Ливии и Сирии) необходимо применять весь комплекс сил и средств специальных операций как лучшего инструмента в борьбе с боевиками: в реальном масштабе времени и с реальными результатами. Опыт Сирии показывает, что любое вооруженное противостояние нужно локализовать решительными действиями на самом начальном этапе, не допуская его разрастания. И самым эффективным оружием для этих целей являются силы спецназа.
Кроме того, их применение позволит в полном объеме организовывать, обеспечивать и проводить стратегическую и специальную разведку: как в условиях угрожаемого периода, так и на начальном этапе и в ходе непосредственно вооруженного конфликта или крупномасштабной войны достаточным количеством сил и средств.
Разрабатывая и внедряя тактику и стратегию применения спецназа, а также других структур специальных операций, КСО должно руководить проведением рейдовых операции, организацией повстанческих, партизанских и диверсионно-террористических действий на территориях и в тылу вероятных противников. А также, учитывая полученный собственный опыт и изучая опыт других стран, осуществлять разработку, внедрение и обеспечение спецназа новейшими системами вооружения, освоение и использование этих систем вооружения и разведки непосредственно в ходе участия в боевых действиях. Не только личное мужество и храбрость, но и превосходство технического оснащения будут способствовать выполнению спецназом его боевых задач.
При едином централизованном подходе к укомплектованию, обучению, дислокации, размещению, обеспечению последующего применения личного состава после службы в армии, Командование специальных операций на основе всестороннего взаимодействия со структурами российских частных военных компаний (после принятия соответствующего закона) будет иметь постоянно готовый к боевому применению мобилизационный резерв, необходимый для гарантированного выполнения поставленных задач.
КСО, по решению руководства страны, сможет оказывать помощь нашим иностранным союзникам в обеспечении их национальной безопасности, в борьбе с терроризмом и международной преступностью. Это позволит организовывать и проводить операции по оказанию гуманитарной помощи, а также поисково-спасательные операции, тем самым предупреждая распространение террористических актов на территорию России.
Учитывая тенденции развития современной вооруженной борьбы, где значительную роль играет организационное и информационное оружие, КСО, взаимодействуя с МИДом и другими силовыми структурами, сможет участвовать в проведении специальных психологических операций, операций информационного характера и операций, препятствующих распространению оружия массового поражения.
КСО, обладая вышеперечисленными, а также не упомянутыми в тексте преимуществами, значительно увеличит боевые возможности Вооруженных Сил России, повысит безопасность и оборонную мощь нашего государства.
Немаловажным фактором при решении вопроса о создании Командования специальных операций является вопрос его статуса и подчиненности, во многом определяющий военную эффективность данной организации. Учитывая накопленный опыт проведения спецопераций, наиболее целесообразным представляется подчинить Командование специальных операций не ГРУ, а Министру обороны через Начальника Генерального Штаба, а использовать его только по личному приказу Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами, то есть Президента РФ. Преимущества данного подхода очевидны: это и повышение статуса вновь создаваемой структуры управления, и сокращение управленческой составляющей, и возможность выделения целенаправленного финансирования и, что немаловажно, персональная ответственность.
Сама структура КСО должна обеспечивать решение всего спектра настоящих и перспективных задач, то есть в мирное время или в угрожаемый период самостоятельно, или во взаимодействии с силовыми структурами (ФСБ, МВД, МЧС и др.) осуществлять необходимые контртеррористические операции на территории страны и за её пределами, при необходимости - совместно с российскими ЧВК.
Сотрудничество с последними позволит оказывать влияние в любых точках земного шара, где затрагиваются интересы России и одновременно - содержать дееспособный и боеготовый резерв для КСО.
Во время военных конфликтов КСО и подчиненные ему силы должны использоваться как неотъемлемая часть Вооруженных Сил РФ.
Такой подход, на наш взгляд, наиболее полно отвечает тем вызовам, которые уже в самое ближайшее время встанут перед Российской армией и перед страной в целом.
автор концепции генерал Сергей Алексеевич Канчуков