Сто лет назад в семье священника Евгения Абрютина и его жены Ольги в зажиточном смоленском селе Епишево родилась дочь Антонина. Маленький комочек живой плоти, девочка с голубыми глазами.
Её отец сразу после революции сложит сан и вернётся к преподаванию в школе, чем всегда хотел заниматься и принял сан лишь по настоянию тестя епишевского священника, который иначе не соглашался отдать за него дочь. Учительницей станет и его жена, и начнётся долгий путь по смоленским уездам и дальним школам. Иногда, изучая их путь, мне кажется, что они хотели забиться как можно дальше в глушь, словно скрывались от кого-то или чего-то. Наверное, душило клеймо «бывшие». Несколько лет они были лишены права голосовать, потом, правда, их восстановили в правах, но почти все родственники, особенно по линии Ольги, священники были репрессированы и расстреляны. Из всей родни останется только сестра Ольги Анна, которая сделает карьеру в НКВД и дослужится до подполковника, но сёстры почти не будут общаться…
Антонина так же как родители начнёт преподавать. Начнёт в пятнадцать лет и потом ПЯТЬДЕСЯТ ТРИ ГОДА проработает в школе с единственным перерывом на два с половиной года, когда гитлеровцы оккупируют район, где она жила. Гитлеровцы даже откроют свою начальную школу для русских, где будут учить, что фюрер Адольф Гитлер освободитель от большевизма и вместо физики, химии и биологии краткий курс «естествознания» - почти как теперь у Фурсенко! Они попытаются заставить работать Антонину, но она откажется, объяснив, что не может оставить двоих малолетних детей.
Её младший брат погибнет осенью сорок первого под бомбами на полустанке под Тверью, отец умрёт от истощения там же через год.
Её мужа репрессируют в 37-ом и реабилитирует Берия в 39-ом, он всего полгода пробудет дома, а потом уйдёт освобождать Бессарабию и погибнет на Финской в феврале сорокового и она, оставшись вдовой в двадцать восемь лет, уже никогда не выйдет замуж и никогда не один мужчина не войдёт в её жизнь.
Она проживёт долгую и трудную жизнь:
http://shurigin.livejournal.com/242494.html Похоронит сына, переживёт страну, которой отдала своё труд и свою веру.
Но всё это будет через много - много лет.
В восемьдесят восемь лет её самой не станет…
А пока, сто лет назад, эта кроха просто делает свои первые вдохи.
С Днём Рождения, бабушка…