"ЦАРЬ"

Nov 04, 2009 15:14

image Click to view



Воспользовавшись любезным приглашением уважаемого Сергея Михайлова tsar_premiere я посетил премьеру «Царя».

Впечатление двоякое.

С одной стороны это совершенно НЕ исторический фильм. И тот, кто хочет найти в нём точное следование Истории и «историчность», должен заранее расстаться с этой мыслью.

Хотя в деталях глаза не цепляются за «багги», которыми так набиты наши «исторические» ленты. Костюмы, детализация эпохи, дух её созданы очень достоверно. И всё же это не историческая драма. Думаю, что Лунгина очень многие будут ругать за его "вольное" обращение с русской историей и попрекать тенденциозным её показом, находить еврейские (по режиссёру) козни.

С другой стороны фильм смотришь не отрываясь. Это фильм камерный. Скорее фильм - притча.

Игра артистов - бесподобная.

Грозный в исполнении Мамонова это открытие.

Мамонов играет так, что буквально мороз по коже.

На протяжении всей картины в присутствии Грозного тебя ни на минуту не оставляет ощущение опасности. И это действительно актёрская удача, вершина мастерства. Даже улыбающийся, заботящийся, страдающий он источает опасность, ужас. Он уже за гранью добра и зла. Грозный Мамонова не деспот, не зверь, ни палач. Грозный это человек ставший ФУНКЦИЕЙ ВЛАСТИ, Царём КАРАЮЩИМ. Он убивает не потому, что в чужой смерти находит удовольствие, он не маньяк, но потому, что лишь единственно через смерть видит путь сокрушения измены, устрашения слабых и сомневающихся. И при этом в душе остаётся набожным, аскетичным, осознающим свою греховность и чудовищность, страшащимся своей «грозности». Это сочетание несочитаемого завораживает.

Именно этим и пользуется его опричное окружение.

Великолепен Малюта Скуратов в исполнении Юрия Кузнецова. Труженик Зла, верный до последнего вдоха своему царю, постигший «тайну власти» - сцена, где он уговаривает арестованных воевод взять на себя все вины - одна из лучших в нашем кинематографе за последние годы.

Басманов - Домогаров - настолько органичен, что даже его известная слабость к «спиритус вини», давно уже отражающаяся на его лице, в фильме сделала его безупречным в роли. Смотришь, и веришь, что именно такими и были люди опричнины. Страшными, смертельно опасными, умными, стоящими по ту сторону добра и зла. Для них есть только Царь, своё место рядом с ним и одна работа - без устали искать измену, искать врагов и уничтожать их.

Безумный, утративший от крови человеческий облик Охлобыстин просто обжигает.

Воистину, страшна последняя роль Янковского. Его митрополит Филипп очень ярок, точен и адекватен своему времени. Ты видишь, как страшится митрополичества Филипп, как не желает брать на себя гибельную ношу. Но как постепенно, погружаясь в омут крови и беспредела, окруживших Грозного, крепнет его дух, его убеждённость в своей правоте. И одновременно осознание своей обречённости и с ней приходит воистину христианское смирение.

Янковский здесь превзошёл самого себя.

И когда его лицо покрывает чёрное погребальное монашеское покрывало по спине бежит холод. Это прощание и с самим Янковским.

«Царь» это спор о том, что выше - долг земного служения, долг Власти или человечность, прощение и путь Души?

Я думаю, у фильма будет много критиков, он не бесспорен, сильно и часто противоречит историческими фактами, но в одном ему точно не откажешь - это фильм соткан из великолепной актерской игры и только ради неё на него стоит сходить.

Рецензии

Previous post Next post
Up